Top.Mail.Ru

Иппотерапия: лошади в помощь детям

26 июля в Отделе Братьев Гримм Библиотеки им. И. Бунина прошла конференция на тему: «Улучшение психологического состояния особых детей и повышение ресурсного состояния родителей детей с ОВЗ». Организатор конференции – АНО «Центр оздоровительной верховой езды «Нескучная физкультура» при поддержке Благотворительного фонда «Абсолют-помощь».

В конференции приняли участие представители некоммерческих организаций (НКО), специалисты в области психологии, иппотерапии и физиотерапии, а также родители детей с ОВЗ, представители МГПУ и ФНКЦ.

Слушатели смогли ознакомиться с результатами исследования о влиянии иппотерапии на психоэмоциональное состояние детей и родителей, которое проводилось в рамках проекта «Психологической поддержки семей с детьми с ОВЗ инструментами иппотерапии». Обсуждались вопросы поддержки родителей детей с ОВЗ, профилактики выгорания среди специалистов помогающих профессий и возможности взаимодействия НКО между собой.

Иппотерапия — это вид анималотерапии, использующий как основное средство общение с лошадьми и адаптивную верховую езду.

В рамках проекта проводилось психологическое анкетирование с целью определения психоэмоционального состояния детей и родителей до и после курса иппотерапии. В исследовании приняли участие 150 детей с различными диагнозами (РАС, ДЦП, ЗПРР и пр.). В результате исследования можно сделать следующие выводы:

Во-первых, иппотерапия снижает уровня тревожности, раздражительности, утомляемости и агрессивности у детей и у родителей, улучшает навыки саморегуляции, способствует развитию самостоятельности и преодолению страха перед животными.

Ни для кого не секрет, что эмоциональное состояние детей и родителей тесно взаимосвязано. Во время исследования мы ещё раз убедились в этом, обнаружив наиболее яркую взаимосвязь между детской и родительской тревожностью.

Важным достижением является то, что у ребёнка возникает новый интерес в жизни. Со слов родителей, дети с каждым занятием всё больше вовлекаются в процесс: рисуют дома лошадей, выбирают вещи с изображением животных и с нетерпением ждут следующего занятия. А новый интерес рождает множество других положительных эмоций, таких как приятное ожидание занятий, удовольствие от самого процесса. 

Мама одного из участников проекта отметила, что у нее появилась возможность взглянуть на своего ребёнка со стороны, увидеть его потенциал. На первом занятии многие дети боятся надеть шлем и сесть на лошадь верхом, а на последнем они уже выполняют сложные элементы. Есть видимый и понятный и родителю, и ребёнку, результат.

Выстраивая контакт с лошадью, дети с особенностями приобретают новый сенсорный опыт, новые навыки и расширяют спектр эмоций. У специалистов есть прекрасная возможность помочь ребёнку получить этот уникальный опыт, который в силу ограничений здоровья ему не всегда удается получить в обычной жизни.

ИНО МГПУ уже более 6 лет реализует программы профессиональной переподготовки для родителей и педагогов длительно болеющих детей совместно с проектом “УчимЗнаем”. В работу по образованию педагогов и родителей активно включились благотворительные фонды, некоммерческие организации, ассоциации специалистов, которые своей целью ставят разностороннюю помощь  детям и их родителям. Они организуют и проводят семинары, консультации, мастер – классы. Поэтому назрела необходимость интеграции усилий и ресурсов, реализующих программы формального и неформального дополнительного образования родителей.