Развивающее обучение: на пути к ученику

Сегодня мы посетили московскую школу № 91, которая совместно с МГПУ запускает новую программу для учителей начальных классов. Цель программы — познакомить слушателей с системой развивающего обучения Эльконина-Давыдова, которая успешно реализуется в различных российских и зарубежных учебных учреждениях. А начиналось все здесь, в школе 91, где в 60-х годах Даниил Борисович Эльконин и Василий Васильевич Давыдов начали свои исследования, а школа приобрела статус НИИ психологии Академии психологических наук.

Освоение программы началось необычно – с посещения уроков математики, химии и русского языка, разработанных по системе развивающего обучения.

В отличии от традиционных занятий, учитель не объясняет материал, не демонстрирует образцы заданий для дальнейшего закрепления, а ставит задачу, выполняя которую ученики самостоятельно разбираются в методах решения и делают свои маленькие открытия. Такой подход, прежде всего, учит детей анализировать, сравнивать, искать различные способы решений и обосновывать свою точку зрения.

По классической системе был проведен урок истории, но ребята, привыкшие к логическим размышлениям и дискуссиям, превратили урок в образовательное событие, отличающееся от обычных стандартных занятий.

Слушатели программы – учителя начальной школы московских школ. Уроки, проведенные для учеников 5-7 классов, продемонстрировали, как могут измениться их ученики, если учитель начнет применять инструменты развивающего обучения уже сегодня.

Следующим этапом программы является планирование уроков. После обсуждения тем и задач, каждый учитель составляет свой план. Завтра он увидит, в чем отличие его представления от варианта коллег и преподавателя курса.

А позже педагоги пройдут стажировку, разработают и проведут занятия по системе развивающего обучения здесь же, в школе 91, при поддержке опытных педагогов, давно реализующих авторские педагогические идеи и практики.

Удивлял спектр приёмов и способов обучения. Некоторые уроки начинались забавной разминкой и пением народных песен. Ребята с удовольствием двигались в знакомом ритме.

«Раскрепощаемся, готовимся к масленице» — объясняет директор Наталья Ювенальевна Красавина.

Масленица — праздник с размахом. Подготовка идет полным ходом, и по субботам собираются все желающие: конструируют, клеят, красят. Можно приходить с родителями и друзьями. Всё исключительно по желанию. Свобода здесь проявляется во всём: от отсутствия формы до возможности свободно выражать свои мысли.

Как достичь такого эффекта в другой школе? Уверены, наши слушатели сумеют найти ответ на этот вопрос к концу освоения программы.