Непрерывное образование: опыт МГПУ в помощь российским вузам

Директор института непрерывного образования Марина Шалашова выступила в качестве эксперта на форуме «Университеты 2030: наука — компетенции — молодёжь», прошедшего 6 ноября 2020г в Нижнем Новгороде, где рассказала об опыте МГПУ в области непрерывного образования.

Онлайн изменил границы рынка ДО. Сегодня можно учиться из любой точки мира, поэтому университетам приходится конкурировать не только на региональном поле, но и выходить на глобальное пространство. Как выстроить стратегию развития образования в вузах, исходя из вызовов реальности?

Марина Михайловна выделила  основные векторы развития университета в области непрерывного образования.

Пора перейти от формального повышения квалификации к оказанию реальной помощи специалисту, который пришел на обучение,

— считает она.

МГПУ  с 2017 года ведет работу в данном направлении,  а в 2019 в рамках Федерального проекта «Учитель будущего»  сотрудниками университета был создан и апробирован на базе 11 регионов РФ диагностический инструментарий, позволяющий персонализировать образовательные траектории педагогов с учетом их дефицитов.

Цифровизация и обновление содержания образования, по мнению Марины Шалашовой, также являются неизбежным этапом эволюции образования.  В ходе выступления она познакомила слушателей с успешными кейсами МГПУ, реализованными в сотрудничестве с различными государственными и бизнес структурами, которые принесли новые смыслы в содержательное поле повышения квалификации.

Основной задачей форума стал поиск решений в ответ на вызовы пандемии covid-19 в системе высшего образования и науки, а также запуск системы массового непрерывного образования для взрослых в российских ВУЗах в целях обеспечения трансфера технологических знаний, повышения производительности труда, роста социально-экономического благополучия и самореализации граждан.

. На обсуждение в «Открытой студии» были вынесены ключевые вопросы:

  • Почему университеты мира все активнее занимаются разработкой и реализацией дополнительных образовательных программ для взрослых?
  • Возможно ли, что эта  активность приведет вскоре  к снижению приема на основные программы высшего образования?
  • Что дает система непрерывного образования взрослых современным политическим лидерам в развитых государствах?

Ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Владимир Мау в своем выступлении высказал одну из важнейших мыслей форума:

Давайте откажемся от термина дополнительное образование, оно не дополнение к чему-то иному, основному, более важному. Нужно говорить о непрерывном образовании.

Форум прошел в смешанном формате и собрал более 20 тысяч участников: экспертов, ученых, представителей образовательного сообщества, что подтверждает актуальность заданной темы.