Top.Mail.Ru

Как воспитать лидера?

Когда мы планировали смену «Движение Техномира -2018», наши будущие вожатые меня спросили о том, воспитываем ли мы на своей смене лидеров…
Это традиционный вопрос, когда речь идёт о смене для старшеклассников. Попробую ответить.
У нас нет такой цели, но мы проектируем такую смену, чтобы на ней каждый школьник имел возможность раскрыть свой лидерский потенциал – приобрести опыт ответственных, самостоятельных решений, собственного выбора и работы в команде.
Опыт «быть лидером» – это источник ответов на важнейшие для человека вопросы: кто я, каковы мои возможности, как мне строить свои отношения с другими людьми. Самостоятельно организованное дело, практика убеждения другого человека, отстаивание позиции – это специально создаваемые педагогические ситуации, которые мы должны научиться организовать. В этом плане особенно важна работа вожатых – наших кураторов (в игровой модели смены). В том, как вожатый относится к детям, насколько понимает и способен создавать условия для их взросления состоит залог успешности нашей смены. Есть удивительное стремление у вожатых относиться к школьникам или с патерналистских (опекающих) позиций, или с позиции менторства. Обе позиции основываются на стремлении конкретного вожатого проявить собственные лидерские качества, а ведь ему важно научиться замечать и создавать ситуации развития опыта лидерства у детей. Для того чтобы избежать таких ошибок, нужно чтобы наши кураторы (вожатые) научились главному- проектировать любое дело со школьниками таким образом, чтобы процесс его подготовки, проведения и рефлексии – стали процессами, стимулирующими детское авторство, вызывающими их на обсуждение, размышления и на собственные решения, на ответственное дело. Таких ситуаций должно быть много – столько, чтобы можно было говорить об открытой диалогичный командной работе школьников. Поводы должны быть самыми разными – и работа над кейсом, участие в научных баттлах и просто музыкальный конкурс. Разнообразие поводов позволит выявить разных лидеров, в разных видах деятельности.
И маленькая подсказка: многие дети сами ещё не знают в каких сферах, в какой именно деятельности они могут быть лидерами. Помогите им в этом – это сделает Вас нужными для них.