В 2019 году Институт непрерывного образования реализовал проект повышению квалификации педагогов и работников русских школ за рубежом в рамках «Образовательные технологии формирования у обучающихся цифровой грамотности и навыков XXI века» в рамках грантовой программы Федерального агентства по делам содружества независимых государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (РОССОТРУДНИЧЕСТВО) в подпрограммы «Осуществление деятельности в сферах международного гуманитарного сотрудничества и содействия международному развитию» государственной программы Российской Федерации «Внешнеполитическая деятельность», а также в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики».

Цель программы: ознакомиться руководителей, учителей и работников русских школ за рубежом с лучшими образовательными практиками, инструментарием для создания развивающей среды для успешного обучения, развить цифровую грамотность и навыки XXI века, а также сформировать индивидуальные образовательные траектории обучающихся с учётом их возрастных, индивидуальных способностей и их образовательных дефицитов.

Московский городской педагогический университет (МГПУ) разработал специальную модульную программу повышения квалификации, которая учитывает, как социально-психологические особенности современных школьников, так и вызовы, и тренды педагогической науки и инноватики. Педагогам были предложены: инвариантный модуль «Технологии формирования навыков XXI века у обучающихся (обзор лучших педагогических практик)»  и 10 модулей по выбору

  1. «Развитие критического мышления школьников в условиях цифрового образования»,
  2. «Условия и технологии для развития креативности»,
  3. «Формирование навыков жизни в условиях неопределённости у обучающихся образовательной организации»,
  4. «Технологии эффективной коммуникации и продуктивного взаимодействия»,
  5. «Развитие эмоционального интеллекта обучающихся»,
  6. «Основы работы с Big Data»,
  7. «Медиаграмотность обучающихся»,
  8. «Информационная безопасность в цифровой среде»,
  9. «Развитие социально-образовательной самоорганизации и образовательной самостоятельности ребёнка»,
  10. «Развитие когнитивных навыков, обучающихся (технологии и инструменты)».

При  выборе модулей для обучения педагоги могли воспользоваться специально разработанной диагностикой профессиональных компетенций, которая показывала уровень сформированности компетенций и советовала курсы, которые были бы максимально полезны для слушателей.

Обучение проходило в смешанном формате: инвариантный  модуль читался очно с выездом в каждую из стран-участниц, вариативные модули изучались дистанционно.

В течение трех месяцев педагоги, работники и руководители русских и смешанных школ узнали многое о педагогических инновациях и цифровой трансформации школьного образования: геймификация и развитие критического мышления с помощью цифровых средств и сервисов, построение образовательного маршрута как ученика, так и самих учителей, компетенции настоящего и будущего и многое другое. В рамках очного обучения слушатели обсудили с ведущими преподавателями МГПУ последние тренды развития образования, то, как влияет специфика их страны и общества на развитие цифровизации образования, с какими проблемными местами сталкиваются педагоги и руководители при цифровой трансформации образования.

Преподаватели, работники школы и администрации не только слушали лекции, но и, работая в группе, создали свою матрицу компетенций, необходимых учителю двадцать первого века, и спроектировали свою образовательную траекторию в цифровом мире.

Всего за три месяца обучилось 826 человек: педагоги, руководители и работники русских и смешанных школ за рубежом, преподаватели и руководители высших учебных заведений из десяти стран: Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Латвия, Монголия, Таджикистан, Турция, Узбекистан и Эстония.

 

Как это было: