Современные технологии дополнительного профессионального образования позволяют делать обучение более доступным и вариативным. Однако новые технологические возможности не могут быть достаточно эффективными, если они не сопровождаются помощью учителям в выявлении их профессиональных дефицитов, поиске компенсирующих программ и модулей повышения квалификации, определении индивидуальной траектории обучения, учитывающей специфику индивидуального опыта учителя и его профессиональные достижения.

В рамках федерального проекта «Учитель будущего» национального проекта «Образование» эксперты МГПУ приступили к разработке комплектов диагностических материалов для выявления уровня профессиональных компетенций современного педагога с опорой на его практическую деятельность.

Основными задачами проекта стали:

  • разработка концептуально-методологических основ диагностики профессиональных компетенций педагогов, модели проектирования индивидуальных образовательных программ (далее – ИОП) повышения квалификации педагога с учетом результатов диагностики его профессиональных компетенций;
  • разработка концепции, содержания и структуры независимой оценки квалификации педагогов в форме профессионального экзамена на основе квалификационных требований, модели проектирования индивидуальных образовательных программ повышения квалификации педагога с учетом результатов профессионального экзамена;
  • разработка квалификационных требований: учитель начального общего образования, учитель основного общего образования и учитель среднего общего образования для проведения независимой оценки квалификаций учителей;
  • проведение экспертного обсуждения концепции методологии диагностики профессиональных компетенций учителя-предметника; концепции независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена; модели проектирования ИОП с учетом выявленных профессиональных дефицитов; требований к квалификации: учитель начального общего образования, учитель основного общего образования и учитель среднего общего образования.
  • разработка диагностических материалов для оценивания профессиональных компетенций педагога-предметника;
  • разработка оценочных средств для проведения независимой оценки квалификаций педагога в форме профессионального экзамена;
  • подготовка экспертов в субъектах Российской Федерации для проведения процедуры диагностики профессиональных компетенций педагога-предметника и независимой оценки квалификаций в форме профессионального экзамена;
  • апробация диагностических материалов, в том числе материалов для проведения независимой оценки квалификаций в форме профессионального экзамена, а также моделей построения ИОП с учетом выявления профессиональных дефицитов педагогов-предметников;
  • обобщение и анализ результатов апробации диагностики профессиональных компетенций педагогов-предметников.

 

В обсуждении и апробации диагностических материалов приняли участие 1800 педагогов из 11 пилотных регионов: Московская область, Тюменская область,  Нижегородская область, Воронежская область, Тульская область, Вологодская область, Республика Мордовия, Астраханская область, Новгородская область, Республика Адыгея, Кабардино-Балкарская Республика.

 

В ходе реализации проекта была разработана  система действенной и квалифицированной помощи педагогу в выявлении его профессиональных дефицитов, разработки программ повышения квалификации с учетом его имеющихся потребностей и проблемных зон  включающая:

  •  систему диагностических материалов, определяющую уровень и прогресс профессионального развития учителя в основных областях его деятельности: предметной, методической и психолого-педагогической.;
  •  гибкую среду обучения, дающую возможность учителю выбрать интересующий его модуль (программу) и организовать обучение в соответствии как с выявленными дефицитами, так и с персональными пожеланиями.