Top.Mail.Ru

Достижение высоких образовательных результатов обучающихся возможен только при условии согласованной и целенаправленной работы всего педагогического коллектива, совместного проектирования образовательного процесса, определения эффективных путей и методических решений достижения планируемых результатов обучения.

Одной из эффективных моделей решения поставленной задачи можно признать корпоративную модель повышения квалификации педагогов через обучения школьных команд, которая была разработана и апробирована в ГАОУ ВО МГПУ в течение 2015-2019 гг.

В основу обоснования методики положены следующие идеи:

  • Совместный поиск и проектирование педагогической команды технологий и инструментов достижения предметных и метапредметных образовательных результатов обучающихся;
  • разработка, апробация и внедрение в практику школы проекта, созданного школьной педагогической командой;
  • школьная команда педагогов становится точкой профессионального роста всего педагогического коллектива общеобразовательной организации (диссеминация лучшего опыта).

Цель методики: совершенствование профессиональных компетенций педагогов по проектированию образовательного процесса, способствующего формированию и развитию предметных и метапредметных образовательных результатов обучающихся школ.

В состав школьной педагогической команды, как правило, включают 7-8 человек, среди которых один представитель администрации (зам. директора), руководитель методического объединения или методист, педагог-психолог, учителя-предметники.

Реализация методики в себя следующие этапы:

  1. Первичной диагностики. Предполагает проведение независимой диагностики образовательных результатов обучающихся, педагоги которых входят в состав школьной команды, с целью определения проблемных зон (дефицитных компетенций и метапредметных умений обучающихся), анализ полученных данный и определение темы командной работы. Можно использовать результаты метапредметных диагностик обучающихся, которые проводятся в плановом режиме.
  2. Погружение в методологию (теоретический). Связан с изучением особенностей организации образовательного процесса школы, изучением лучших практик обучения школ с высокими образовательными результатами с целью достижения планируемых результатов обучения, анализом лучшей мировой и отечественной практики (лекторий ведущих специалистов, работа с кейсами).
  3. Практический (изучение и переосмысление передового опыта). Предполагает проведение мастер-классов, стажировок в образовательных организациях, где обучающиеся продемонстрировали высокие результаты в области образовательных результатов.
  4. Проектный. Предполагает разработку членами школьных команд группового проекта, проведения анализа и отбора эффективных технологий формирования образовательных результатов, включая метапредметные компетенции. Работа с модераторами каждой команды, которые осуществляют координацию и консультирование команды в процессе разработки проекта и его апробации.
  5. Диагностический (повторная диагностика обучающихся по результатам внедрения проекта). Проводится с целью выявления динамики результатов обучающихся и принятием решения об эффективности реализации проекта.
  6. Защита проекта (итоговый). Включает представление группового проекта, результатов его апробации, выявление лучших практик, достойных распространения в образовательную систему.

Данная методика позволит повысить качество образовательных результатов, отвечающих российским и международным стандартам, способствовать формированию готовности каждого педагога к реализации современных требований, способствовать развитию творческого потенциала коллектива педагогов школы. Команда учителей и руководителей образовательных организаций будет готова к распространению полученного опыта, вовлечению других педагогов своего коллектива в инновационный процесс. Тем самым формируется внутришкольное профессиональное сообщество, готовое к совместному решению педагогических задач по достижению высоких образовательных результатов.

 

Публикации:

  1. Геворкян Е.Н., Иоффе А.Н., Шалашова М.М. Повышение квалификации педагогов: подходы и акценты результативности // Педагогика. 2018. № 6. С. 70-76.
  2. Шалашова М. М., Шевченко Н. И. Корпоративная модель повышения квалификации: подготовка школьных команд педагогов для реализации ФГОС общего образования // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2016. № 2. С. 190-199.
  3. Шалашова М.М., Шевченко Н.И., Махотин Д.А. Подготовка учителя к реализации ФГОС общего образования: новые модели повышения квалификации педагогов (обучение школьных команд): учебно-методическое пособие. М.: МГПУ, 2017. – 88 с.