III Международная научно-практическая конференция «Непрерывное образование в контексте идеи Будущего: новая грамотность» состоялась в МГПУ 18-19 июня.
Ведущие исследователи и практики различных сфер современного непрерывного образования собрались, чтобы обсудить усиление влияния грамотности Будущего на трансформации практики непрерывного обучения. В конференции приняли участие более 800 человек из 13 стран.
Основными направлениями обсуждения первого дня стали:
- Новая грамотность для непрерывного образования: сравнительные исследования о роли современных концепций новой грамотности для настоящего и будущего.
Основной тематический фокус конференции посвящен переосмыслению представлений о непрерывном образовании через современные концепции новой грамотности и ее связи с универсальными компетентностями, актуальными для настоящего и будущего. - Futures-грамотность и Futures-навигация для непрерывности образования: концепции и методология, методы и инструменты.
В рамках обсуждения новой грамотности особое место занимает новый тип грамотности – «futures-грамотность. Роль и особенности этого типа грамотности (futures literacy) обсуждался на основе исследований и разработок, проводимых в области future-ориентированного образования Центром исследований будущего Финляндии (FFRC) совместно с ЮНЕСКО и Финским обществом исследователей будущего (FSFS). - Непрерывное образование и новая грамотность: версии трансформации, новые модели, рамки, инструменты. Рассмотрение различных версий трансформации моделей и практик непрерывности образования на основе концепций и различных типов новой грамотности.
Что же такое грамотность будущего или новая грамотность?
Многие выступающие отмечали существование расхождений в понимании основных терминов.
Из этого следует, что нынешняя система образования, сформировавшаяся в середине 20 века, должна кардинально измениться. Как именно?
• Проектирование, коммуникации, критическое мышление – становятся частью педагогической культуры и мировоззрения.
• Переход от модели «образовательной трубы» к вариативному, адаптированному под студента контенту, создание МООС, интеграция с веб-университетами и провайдерами.
• Оцифровка материалов, создание МООС, интеграция с вне-университетскими провайдерами.
• Создание интеллектуального пространства и переход к индивидуализации образования.
В тоже время, пандемия выявила ряд проблем современного образования: стагнация образовательных программ, низкий уровень цифровой грамотности, отсутствие цифровой дидактики.
Заведующая лабораторией дидактики и философии образования Института стратегии развития образования Российской академии образования Ирина Осмоловская отметила, что в условиях резкой цифровой трансформации произошел отказ от имеющейся дидактики, что негативно сказалось на образовании. Нельзя игнорировать имеющиеся заделы классической дидактики, она должна развиваться вместе с приходящими изменениями.
Необходимость изменения образования – не только российская реалия, это проблема мирового масштаба. Работа по поиску оптимальных решений ведется в большинстве стран мира.
Финское национальное агентство образования сформулировало следующий список компетенций необходимых для развития человека и гражданина:
1. культурные,
2. компьютерные,
3. предпринимательские,
4. умение заботиться о себе,
5. мультиграмотность,
6. компетентность трудовых отношений,
7. мышление и умение учиться,
8. участие, влияние, построение устойчивого будущего.
Татьяна Якубовская представила два образовательных подхода, которые используются параллельно.
Learning by doing – обучение на практике. Обучающимся предлагаются готовые решения и культурные нормы, которые они учатся использовать.
Doing by learning – обучение в процессе создания. В ходе коллективной проектной работы (проблемное обучение) обучающиеся создают новые культурные нормы.
Почетный президент Всемирного Комитета по непрерывному образованию (Франция) Ив Атту подчеркнул важность именно непрерывного образования. Совершенствование технических средств облегчает возможность индивидуализации образования. «Это не означает, что ты учишься 1 за компьютером. Мы учимся индивидуально, но с участием других» – отмечает Ив. Важным инструментом он считает конвергенцию различных образовательных организаций, создание глобальных образовательных сетей. Роль учителя в данной ситуации должна измениться и приобрести тьюторскую составляющую. Основными задачами станут мотивация, мобилизация, помощь в выборе направления.
Означает ли это, что уровень дополнительного образования взрослого населения опосредованно влияет на экономику государства в целом? Каким же должно стать дополнительное профессиональное образование, чтобы соответствовать запросам работников и работодателей?
Количество взрослого населения, получающего дополнительное образование, постоянно увеличивается. В России оно составляет 25 %, это на 10 % больше, чем 10 лет назад, а, например, в США уже в 2001 году на программы дополнительного профессионального образования в американские университеты поступило в возрасте 25 лет и старше 2,6 млн. чел., что составило 44 % от общего числа абитуриентов этих учебных заведений.
Также, по результатам опроса, большинство граждан предпочитают учиться на рабочем месте, перенимая знания у более опытных коллег. А наиболее значимыми документами об образовании, по мнению работников и работодателей остаются дипломы и удостоверения университетов.
На основании этого Илья Коршунов делает вывод необходимости изменения форм профессионального образования: «Учиться на работе, а получать – «диплом» вуза». Важную роль в процессе внедрения данных изменений играет государственная образовательная политика, что подтверждает успешный опыт реализации Федерального проекта «Новые возможности для каждого».
Презентации спикеров пленарного заседания
Запись трансляции:
Второй день конференции был посвящен мастер-классам и тематическим секциям, где участники могли поделиться успешными кейсами и обсудить наиболее актуальные вопросы.
Мастер-классы
1. Futures Guidance: принципы futures-грамотности, методы и инструменты педагогической работы с версиями Будущего в непрерывном образовании (опыт Финляндии).
Йохана Олила (Финляндия, FFRC), Татьяна Якубовская (Финляндия, FSFS).
2. Новые модели непрерывного педагогического образования.
Дмитрий Гужеля (Москва, Россотрудничество), Марина Шалашова (Москва, МГПУ).
Ведущие вебинара представили кейс создания индивидуальной образовательной траектории педагога, основанной на профессиональной диагностике.
3. WorldSkills в контексте непрерывного образования.
Дмитрий Махотин (Москва, МГПУ).
4. Университетские модели в работе с Будущим.
Наталья Красовская (Москва, РАНХиГС), Андрей Русаков (Тюмень, ТюмГУ), Вадим Пак (Томск, ТГУ), Андрей Тёров (Москва, МГПУ).
5. Коммуникативные принципы futures грамотности в организации образовательных форсайт-событий для школьников и студентов.
Лев Плюснин (Томск, ТГУ).
В рамках матер-класса были разобраны кейсы “Открытой форсайт лаборатории старшеклассников”, проходившей в Томске (2016—2019) и ЯНАО (2017—2019) , а также пилотные модули для магистрантов ИЭМ ТГУ (2017) САЕ TSSW — Сибирский институт Будущего ТГУ (2017).
6. Интерактивное вопрошание как базовый инструмент становления новой грамотности в непрерывном образовании.
Вадим Карастелев (Москва, МГПУ), Вера Данилова (Харьков, Украина) .
Интерактивное вопрошание – название технологии для продуцирования вопросов самими участниками (школьниками, студентами) и последующей работы с массивами вопросов. Данная технология позволяет поддерживать любознательность и субъектность.
На мастер-классе в игровом формате участники прорабатывали тему ближайшего будущего — «Смешанное обучение», сформулировали свои вопросы, ожидания и опасения, а затем, работая в малых группах, структурировали их по темам.
7. Медиаграмотность в непрерывном образовании.
Юрий Троицкий (Москва, РГГУ)
Мастер-класс представил возможность разобраться в многообразии медиа-жанров: новости, сложное событие, публицистический нарратив, личные дневники, письма и мемуары.
Участники познакомились с мультимедийным фильтром понимания сложных событий, который одновременно является инструментом формирования критического мышления, с тестом-тренингом «Понимание текста», и попробовали себя в этом тренинге.
8. Технология self-forsight как инструмент становления новой грамотности в непрерывном образовании.
Маргарита Драгиле (Латвия)
В ходе работы мастерской участники познакомились с методами и инструментами работы с будущим и попробовали на себереальную практику, которая способствует развитию новой future грамотности в контексте непрерывного образования и тенденций будущего.
9. Непрерывное образование для управления здоровьем.
Дмитрий Ковалев (Израиль), Ирина Митрофанова (Москва, Сколково)
Мастер-класс был посвящен новому виду грамотности для каждого человека связанной с личной ответственность за своё здоровье и управления им, а также пересмотру перечня компетенций высококвалифицированного врача, потенциального пациента и искусственного интеллекта, нового участника медицинского рынка в решении медицинских проблем.
Тематические секции
1. Правовая и гражданская грамотность. Презентация
2. Предпринимательская грамотность. Презентации
3. Экологическая грамотность. Презентация
4. Грамотность в области здоровья.Презентации
5. Цифровая грамотность. Презентации
6. Технологическая грамотность. Презентации
7. Futures-грамотность. Презентации
По итогам конференции был издан сборник научных статей «Непрерывное образование в контексте идеи будущего: новая грамотность». Также важной особенностью данной конференции стало принятие решения о создании коллабораций внутри тематических групп и продолжение работы по ключевым вопросам, выявленным в ходе обсуждения.