Top.Mail.Ru

 

III Международная научно-практическая конференция «Непрерывное образование в контексте идеи Будущего: новая грамотность» состоялась в МГПУ 18-19 июня.
Ведущие исследователи и практики различных сфер современного непрерывного образования собрались, чтобы обсудить усиление влияния грамотности Будущего на трансформации практики непрерывного обучения. В конференции приняли участие более 800 человек из 13 стран.

Основными направлениями обсуждения первого дня стали:

  1. Новая грамотность для непрерывного образования: сравнительные исследования о роли современных концепций новой грамотности для настоящего и будущего.
    Основной тематический фокус конференции посвящен переосмыслению представлений о непрерывном образовании через современные концепции новой грамотности и ее связи с универсальными компетентностями, актуальными для настоящего и будущего.
  2. Futures-грамотность и Futures-навигация для непрерывности образования: концепции и методология, методы и инструменты.
    В рамках обсуждения новой грамотности особое место занимает новый тип грамотности – «futures-грамотность. Роль и особенности этого типа грамотности (futures literacy) обсуждался на основе исследований и разработок, проводимых в области future-ориентированного образования Центром исследований будущего Финляндии (FFRC) совместно с ЮНЕСКО и Финским обществом исследователей будущего (FSFS).
  3. Непрерывное образование и новая грамотность: версии трансформации, новые модели, рамки, инструменты. Рассмотрение различных версий трансформации моделей и практик непрерывности образования на основе концепций и различных типов новой грамотности.

Что же такое грамотность будущего или новая грамотность?

Многие выступающие отмечали существование расхождений в понимании основных терминов.

В своем выступлении ректор МГПУ Игорь Реморенко привел пример грамотности, которая была актуальна после революции 1917 года, она имела всего 3 основных составляющих: читать, писать и считать. В настоящее время, по данным исследований МГПУ и ВШЭ, их несколько десятков, к ним, помимо базовой инструментальной грамотности, относятся гражданская, правовая, техническая, экологическая грамотности, грамотность в области здоровья и другие. Эти дополнительные знания и являются новой грамотностью.

Из этого следует, что нынешняя система образования, сформировавшаяся в середине 20 века, должна кардинально измениться. Как именно?

Кирил Баранников, проректор по развитию МГПУ, сформулировал основные направления изменения образования, сложившиеся на сегодняшний день:
• Проектирование, коммуникации, критическое мышление – становятся частью педагогической культуры и мировоззрения.
• Переход от модели «образовательной трубы» к вариативному, адаптированному под студента контенту, создание МООС, интеграция с веб-университетами и провайдерами.
• Оцифровка материалов, создание МООС, интеграция с вне-университетскими провайдерами.
• Создание интеллектуального пространства и переход к индивидуализации образования.

В тоже время, пандемия выявила ряд проблем современного образования: стагнация образовательных программ, низкий уровень цифровой грамотности, отсутствие цифровой дидактики.

 

Заведующая лабораторией дидактики и философии образования Института стратегии развития образования Российской академии образования Ирина Осмоловская отметила, что в условиях резкой цифровой трансформации произошел отказ от имеющейся дидактики, что негативно сказалось на образовании. Нельзя игнорировать имеющиеся заделы классической дидактики, она должна развиваться вместе с приходящими изменениями.

Михаил Кларин, главный научный сотрудник института системных проектов МГПУ, предложил рассматривать инновационное обучение как преобразование целостного опыта: «Разумеется, в обучении всегда происходит изменение опыта. Однако в традиционном обучении преобладающий характер изменения опыта ─ его первоначальное формирование. В инновационном обучении преобладающий характер изменения опыта ─ его структурное преобразование. Считаю, что именно преобразование опыта обусловливает распространение рефлексивных образовательных практик».

Необходимость изменения образования – не только российская реалия, это проблема мирового масштаба. Работа по поиску оптимальных решений ведется в большинстве стран мира.

Руководитель Исследовательского центра будущего Школы экономии в Университете города Турку (Финляндия) и эксперт-координатор в региональном колледже TREDU города Тампере (Финляндия) Татьяна Якубовская рассказала об особенностях образовательной политики Финляндии и исследованиях в области  Futures-грамотности.

Финское национальное агентство образования сформулировало следующий список компетенций необходимых для развития человека и гражданина:
1. культурные,
2. компьютерные,
3. предпринимательские,
4. умение заботиться о себе,
5. мультиграмотность,
6. компетентность трудовых отношений,
7. мышление и умение учиться,
8. участие, влияние, построение устойчивого будущего.

Татьяна Якубовская представила два образовательных подхода, которые используются параллельно.
Learning by doing – обучение на практике. Обучающимся предлагаются готовые решения и культурные нормы, которые они учатся использовать.
Doing by learning   – обучение в процессе создания. В ходе коллективной проектной работы (проблемное обучение) обучающиеся создают новые культурные нормы.

Почетный президент Всемирного Комитета по непрерывному образованию (Франция) Ив Атту подчеркнул важность именно непрерывного образования. Совершенствование технических средств облегчает возможность индивидуализации образования. «Это не означает, что ты учишься 1 за компьютером. Мы учимся индивидуально, но с участием других» – отмечает Ив. Важным инструментом он считает конвергенцию различных образовательных организаций, создание глобальных образовательных сетей. Роль учителя в данной ситуации должна измениться и приобрести тьюторскую составляющую. Основными задачами станут мотивация, мобилизация, помощь в выборе направления.

Директор института непрерывного образования Марина Шалашова представила кейсы МГПУ в области непрерывного образования. МГПУ занимается образованием людей разных возрастных категорий: от 3 месяцев до серебряных студентов заслуженного возраста. Это уникальный опыт: когда в рамках одной организации действительно создается единое образовательное пространство, в котором может развивать человек на протяжении всей жизни. Особенно важно такое пространство для взращивания педагогических кадров: сегодня учителя сталкиваются с тем, что возрастает уровень требований к различным типам компетенций, не связанных с непосредственными предметными и методическими знаниями, умениями и навыками.

«Мы переходим в цифровое общество, ключевая проблема такого перехода заключается в том, что в новом технологическом укладе, вследствии повышенного уровня автоматизации отраслей народного хозяйства могут возникнуть значительные группы людей не готовые к самореализации. … Задачи доучивания и переучивания работника, поддержания его профессиональных компетенций в течение всей жизни, поддержание всестороннего развития уже не приоритетны! Непрерывное Образование – не только реакция на новые технологии и запросы социума, но и средство его формирования» – считает Владимир Юдин, заведующий лабораторией развития профессионального образования института педагогики и психологии ЯГПУ им. Ушинского.

Означает ли это, что уровень дополнительного образования взрослого населения опосредованно  влияет на экономику государства в целом? Каким  же должно стать дополнительное профессиональное образование, чтобы соответствовать запросам работников и работодателей?

 

Согласно исследованиям Высшей школы экономики, которые представил заместитель директора института образования НИУ ВШЭ Илья Коршунов, внутренний валовый продукт на душу населения страны прямопропорционален охвату взрослого населения страны дополнительным образование.

Количество взрослого населения, получающего дополнительное образование, постоянно увеличивается.  В России оно составляет 25 %, это на 10 % больше, чем 10 лет назад, а, например, в США уже в 2001 году на программы дополнительного профессионального образования в американские университеты поступило в возрасте 25 лет и старше 2,6 млн. чел., что составило 44 % от общего числа абитуриентов этих учебных заведений.
Также, по результатам опроса, большинство граждан предпочитают учиться на рабочем месте, перенимая знания у более опытных коллег. А наиболее значимыми документами об образовании, по мнению работников и работодателей остаются дипломы и удостоверения университетов.
На основании этого Илья Коршунов делает вывод необходимости изменения форм профессионального образования: «Учиться на работе, а получать – «диплом» вуза». Важную роль в процессе внедрения данных изменений играет государственная образовательная политика, что подтверждает успешный опыт реализации Федерального проекта «Новые возможности для каждого».

Презентации спикеров пленарного заседания

 

Запись трансляции:

 

Второй день конференции был посвящен мастер-классам и тематическим секциям, где участники могли поделиться успешными кейсами и обсудить наиболее актуальные вопросы.

Мастер-классы

1. Futures Guidance: принципы futures-грамотности, методы и инструменты педагогической работы с версиями Будущего в непрерывном образовании (опыт Финляндии).
Йохана Олила (Финляндия, FFRC), Татьяна Якубовская (Финляндия, FSFS).

Презентации

2. Новые модели непрерывного педагогического образования.
Дмитрий Гужеля (Москва, Россотрудничество), Марина Шалашова (Москва, МГПУ).
Ведущие вебинара представили кейс создания индивидуальной образовательной траектории педагога, основанной на профессиональной диагностике.

Презентация

3. WorldSkills в контексте непрерывного образования.
Дмитрий Махотин (Москва, МГПУ).

Презентации

4. Университетские модели в работе с Будущим.
Наталья Красовская (Москва, РАНХиГС), Андрей Русаков (Тюмень, ТюмГУ), Вадим Пак (Томск, ТГУ), Андрей Тёров (Москва, МГПУ).

Презентация

5. Коммуникативные принципы futures грамотности в организации образовательных форсайт-событий для школьников и студентов.
Лев Плюснин (Томск, ТГУ).
В рамках матер-класса были разобраны кейсы “Открытой форсайт лаборатории старшеклассников”, проходившей в Томске (2016—2019) и ЯНАО (2017—2019) , а также пилотные модули для магистрантов ИЭМ ТГУ (2017) САЕ TSSW — Сибирский институт Будущего ТГУ (2017).

Дополнительные материалы

6. Интерактивное вопрошание как базовый инструмент становления новой грамотности в непрерывном образовании.
Вадим Карастелев (Москва, МГПУ), Вера Данилова (Харьков, Украина) .
Интерактивное вопрошание – название технологии для продуцирования вопросов самими участниками (школьниками, студентами) и последующей работы с массивами вопросов. Данная технология позволяет поддерживать любознательность и субъектность.
На мастер-классе в игровом формате участники прорабатывали тему ближайшего будущего — «Смешанное обучение», сформулировали свои вопросы, ожидания и опасения, а затем, работая в малых группах, структурировали их по темам.

Дополнительные материалы

7. Медиаграмотность в непрерывном образовании.
Юрий Троицкий (Москва, РГГУ)

Мастер-класс представил возможность разобраться в многообразии медиа-жанров: новости, сложное событие, публицистический нарратив, личные дневники, письма и мемуары.
Участники познакомились с мультимедийным фильтром понимания сложных событий, который одновременно является инструментом формирования критического мышления, с тестом-тренингом «Понимание текста», и попробовали себя в этом тренинге.

Презентациия

8. Технология self-forsight как инструмент становления новой грамотности в непрерывном образовании.
Маргарита Драгиле (Латвия)

В ходе работы мастерской участники познакомились с методами и инструментами работы с будущим и попробовали на себереальную практику, которая способствует развитию новой future грамотности в контексте непрерывного образования и тенденций будущего.

Презентация

9. Непрерывное образование для управления здоровьем.
Дмитрий Ковалев (Израиль), Ирина Митрофанова (Москва, Сколково)

Мастер-класс был посвящен новому виду грамотности для каждого человека связанной с личной ответственность за своё здоровье и управления им, а также пересмотру перечня компетенций высококвалифицированного врача, потенциального пациента и искусственного интеллекта, нового участника медицинского рынка в решении медицинских проблем.

Презентации

Тематические секции

1. Правовая и гражданская грамотность. Презентация
2. Предпринимательская грамотность. Презентации
3. Экологическая грамотность. Презентация 
4. Грамотность в области здоровья.Презентации
5. Цифровая грамотность. Презентации
6. Технологическая грамотность. Презентации
7. Futures-грамотность. Презентации

 

По итогам конференции был издан сборник научных статей «Непрерывное образование в контексте идеи будущего: новая грамотность». Также важной особенностью данной конференции стало принятие решения о создании коллабораций внутри тематических групп и продолжение работы по ключевым вопросам, выявленным в ходе обсуждения.

 

II международная научно-практическая конференция - 2019 г.

II международная научно-практическая конференция “Непрерывное образование в контексте идеи Будущего:  эффективные практики и перспективы развития” прошла в МГПУ 18,19 апреля.

Каким должно быть образование, отвечающее на вызовы VUCA мира? Что побуждает людей учиться в течении всей жизни? Возможно, это желание продвигаться по карьерной лестнице или  страх потерять работу, а может быть это просто стремление к самосовершенствованию и нежелание останавливаться на достигнутом. Почему непрерывное образование стало трендом современности? Участники конференции попытались найти ответы на ключевые вопросы.

Во время приветствия ректор МГПУ  Игорь Реморенко отметил изменения, которые произошли в современном образовании в последнее время. Действительно, еще 10 лет назад нельзя было представить , что дети будут посещать парки профессий, а пожилые люди вернутся за парты.

Современная реальность –  мир, где нет стабильности и  определенности, где технологии непрерывно усложняются. Что может привести общество к процветанию? Павел Лукша, профессор практики Московской школы управления СКОЛКОВО, утверждает,  что переход к непрерывному образованию для Будущего – это в первую очередь сдвиг мышления:

  • Осознание неизбежности жизни в  условиях сложного неопределенного мира – и готовность жить в режиме образования на протяжении всей жизни.
  • Понимание, что образование – это не только профессиональная подготовкаа целостное развитие во всех сферах жизни
  • Неразрывная связь образования и здоровья / благополучия
  • Качество самого процесса научения и связанные с ним переживания (радостьлюбовьдоверие, принятие) вновь оказываются в центре образовательного процесса
  • Критичность личной инициативы, «умения выбирать» и умения «учиться учиться» (метапознание)
  • Субъектность как точка перехода!

Уже сейчас обучение опаздывает и не отвечает потребностям общества, развитию технологий и рынка труда. Обучение компетенциям, по мнению профессора МГПУ Натальи Жадько,  это работа с Будущим. Именно набор компетенций должен придти на смену профессиям.

В то время как население планеты стремительно стареет, особенно актуально звучит тема девальвации возраста, которую затронул Вячеслав Погребенский,  Президент-Директор MMIinternational- Международного проектного  института (Израиль), ведь дело не в самом возрасте, а в отношении к нему. Это подтвердило выступление директора института непрерывного образования МГПУ Марины Шалашовой, которая рассказала о результатах реализации проекта “Московский серебряный университет”, благодаря которому москвичи пенсионного возраста получили не только возможность пройти обучение  для души, но и получить новую профессию.

Очевидно, что сейчас требуется изменение методов работы в образовании. Татьяна Якубовская, координатор программы сравнительных исследований в области Future-oriented education Университета Тампере (Финляндия), рассказала о том, как futuire-грамотность становится основой непрерывного образования во всем мире, на примере образовательной системы Финляндии. На основании исследований, проводимых в Финляндии на протяжении последних двух лет, новая модель непрерывного обучения должна включать:

  • прогнозирование потребности в необходимых профессиях, компетенциях и знаниях;
  • перемещение акцента в образовании на теоретическую базовую подготовку и мета-компетенции;
  • обеспечение возможности для постоянного образовательного развития: программы высшего образования для работающих людей, карьерный ваучер на обучение для лиц старше 35 лет, отношения между выпускниками и университетам и на протяжение всей жизни и др.;
  • обеспечение полной цифровизации всех этапов рабочих процессов;
  • многосторонний подход к моделям компетенций и квалификаций.


Во второй день конференции проводились переговорные площадки, тематические секции, мастер-классы, круглые столы, участники которых  могли не только узнать практики работы с Будущим, но и обсудить последние тренды и проблемы  непрерывного образования.

Екатерина Лукша на своем мастер-классе «Работа с Будущим: межпоколенческий диалог» рассказала об исследованиях и кейсах в этой сфере. Участники сравнили, как в разных возрастных группах меняются профессиональные, интеллектуальные, гигиенические, партисипативные подходы в контексте Будущего. В группе работали представители разных возрастов и профессий: от руководителей частных детских центров развития до специалистов по конфликтологии.

На переговорной площадке ” Работа с Будущим через практики вопрошания” (спикер  Вадим Карастелев) обсуждалась методологическая база вопрошания. В деятельностном формате участники рассмотрели ряд важных тем:  вопрошание как технология постановки и развития мышления, вопрос как способ проявления скрытых ресурсов человек, технология вопрошания как инструмент работы современного ребёнка. В группе работали представители разных возрастов и профессий: от руководителей частных детских центров развития до специалистов по конфликтологии.

В рамках переговорной площадки «Работа с Будущим как основа для создания персональных и коллективных маршрутов» слушатели вместе с Ликой Чекаловой обсудили, как взамосвязаны образ Будущего и работа с Будущим с деятельностью тьютора. В ходе острой дискуссии участники площадки пытались найти ответ на вопрос: “Как соотнести индивидуальное и коллективное при построении образовательного маршрута и что обеспечивает его успешность”.

На мастер-классе Татьяны Якубовской и Льва Плюснина участники рассмотрели опыт Финляндии в работе с Будущим и сравнили программы развития future– и форсайт –грамотности, на примере конкретных образовательных событий рассмотрели методологию форсайта. Спикеры не только рассказали о пути финского образования и стратегии его развития, но и поделились методическими и нормативными материалами.

На круглых столах и тематических секциях участники обсуждали вопросы и кейсы, связанные с непрерывным образованием. Такиепрактико-ориентированные форматы работы  очень понравились слушателям и спикерам конференции, позволили конструктивно пообщаться с коллегами, установить новые профессиональные связи и найти новые интересные возможности для сотрудничества и развития.

По результатам работы конференции были определены ключевые вопросы развития практик непрерывного образования, ориентированных на

Будущее.  Ключевыми темами обсуждения III Международной конференции станут вопросы “Как внедрить экосистему непрерывного образования в мегаполисе?”“Каковы компетенции будущего?”“Как преодолеть разрыв между поколениями?“Как правильно работать с прошлым для Будущего?”, “Какие педагогические технологии станут пропуском в образовательное пространство Будущего?”.  Конференция 2020 года запланирована на апрель. Не пропустите!

Сборник научных статей по материалам конференции (часть 1)

Сборник научных статей по материалам конференции (часть 2)