В рамках Гранта Министерства просвещения Российской Федерации,  МГПУ выступил организатором серии из трех педагогических форумов  посвященных вопросам совершенствования и развития методов открытого образования на русском языке и обучения русскому языку в условиях системы полного дистанционного образования.

Целью проекта стало тиражирование образовательных практик использования технологий открытого и дистанционного образования на русском языке, развитие международного сотрудничества в сфере образования с целью научно-методической поддержки обучения русскому языку.

 

Международный педагогический форум

«Методология цифровой дидактики: современные подходы к обучению на русском языке»
25 ноября 2020, Кыргызстан, г. Бишкек

Видеоматериалы Форума

Международный педагогический форум

«Инструменты и ресурсы открытого образования и дистанционного обучения на русском языке»
4 декабря 2020, Монголия, г. Улан-Батор

Видеоматериалы Форума

 

     

Международный педагогический форум

«Развитие цифровых компетенций и функциональной грамотности школьников: лучшие практики дистанционного образования на русском языке»
18 декабря 2020, Армения, г. Ереван

Видеоматериалы Форума

В условиях глобализации, мировой культурной, социальной, экономической унификации и интеграции русский язык традиционно выполняет функцию не только консолидирующего фактора многонациональной России, но и средства межнационального общения, обеспечивающего доступ другим народам к участию в мировых культурных и экономических процессах. Русский язык не только принадлежит к группе наиболее распространённых языков, но и является государственным языком в ряде стран и официальным языком международных организаций. Ряд исследователей определяют будущее русского языка в качестве языка глобальной коммуникации. Распространение русского языка в мировом пространстве актуально и сегодня: языковая политика государства является важнейшим фактором (помимо экономического, политического и военного потенциала), обеспечивающим и поддерживающим на высоком уровне состояние национальной безопасности и устойчивость развития России в условиях глобализации.

В настоящее время русский язык возвращает свои позиции в мировом сообществе – восстанавливается система русских школ за рубежом, в ряде государств первым и обязательным для изучения иностранным языком является именно русский язык. Однако нельзя не отметить, что в то же время в школах за рубежом преимущественно используются такие образовательные технологии, которые предполагают «традиционное» изучение русского языка, без учета требований цифровой экономики, реалий сегодняшнего дня, когда общественные процессы влияют на устойчивость образовательных систем и требуют развития цифровых компетенций и навыков XXI века у каждого гражданина любой страны. В подобных условиях возникают новые потребности и возможности в изучении русского языка, которые наиболее полно могут быть реализованы в системе открытого дистанционного образования, цель которого – подготовка обучающихся к эффективной профессиональной и личной коммуникации в различных социальных сферах современного общения.

Безусловно, педагогические вызовы, стоящие перед учителями в условиях открытого образования и дистанционного обучения (цифровизация образования, развитие навыков функциональной грамотности и др.) определяют новые требования педагогу: в виде готовности к применению комплекса современных образовательных технологий обучения русскому языку как иностранному и динамичной ориентации в меняющихся образовательных задачах.

Тренды современного образования, применение дистанционных образовательных технологий в условиях обеспечения необходимости организации доступного образования определили необходимость цифровой трансформации «традиционной» дидактики. Возникла необходимость разработки и внедрения методических решений в области обучения русскому языку и организации образования на русском языке в условиях системы полного дистанционного образования.

В настоящее время система открытого образования наработала значительный технологический и методический ресурс для эффективной организации образовательной деятельности, существует множество вариантов использования цифровых платформ и ресурсов, позволяющих обучать в асинхронном и синхронном формате как в группах, так и индивидуально, в совместно-распределенных моделях группового обучения и в условиях проектных групп, реализации геймификации, моделей смешанного обучения, направленных на сбор и анализ цифрового следа в сфере обучения, моделей реализации сетевых программ, обеспечивающих информационную безопасность, персонализированное образование, индивидуальные планы развития обучающихся, формирование функциональной грамотности и эмоционального интеллекта, корпоративные компетенции и ценности.

Очное обучение с применением дистанционных образовательных технологий и электронное обучение стало фундаментом, на основе которого в течение последнего десятилетия активно развиваются современные образовательные технологии и методы открытого образования. Сегодня открытое образование — система обучения, обеспечивающая интерактивность, свободу доступа к цифровым образовательным ресурсам в соответствии с потребностями и возможности обучающихся в удобное для них время и в любом месте, равные возможности для получения образования независимо от материальной обеспеченности, в том числе детям с особыми образовательными потребностями, персонализацию, нелинейность информационных структур и процессов (выстраивание программ, ресурсов по различным плоскостям и маршрутам), комбинированного использования различных форм образовательной деятельности и комплексное использование средств мультимедиа .

В современном отечественном и зарубежном образовании накоплен опыт реализации дистанционных образовательных технологий и методов открытого образования на русском языке и обучения русскому языку в условиях системы полного дистанционного образования, в том числе опыт реализации цифровых платформ, педагогического дизайна дистанционного занятия, организации обратной связи, автоматического и peer-to-peer оценивания, рефлексии, применения цифровых инструментов (онлайн-досок, видео и аудиоконтентов, визуализации, геймификации и интерактивных заданий).

Нельзя не отметить, что в условиях пандемии и повсеместной реализации обучения с применением дистанционных образовательных технологий была обеспечена трансформация сложившейся практики обучения, изменение привычных методов и технологий, реализация современных цифровых инструментов. Правительства стран по всему миру приняли решение о закрытии учебных заведений в попытке сдержать глобальную пандемию. По данным ЮНЕСКО в 191 государстве прекращено очное обучение в школах в масштабах всей страны, что затронуло более 1,5 миллиарда учащихся во всем мире, которые были практически одномоментно переведены на различные варианты удаленного обучения.

Серия международных форумов  «Технологии и методы открытого образования на русском языке и обучение русскому языку в условиях системы полного дистанционного образования» способствовала осмыслению методических достижений педагогов в профессиональном педагогическом сообществе, с учетом специфики их страны, региона, традиции преподавания на русском языке и преподавания русского языка.