Top.Mail.Ru

 

Студенческая тьюторская академия призвана стать современной площадкой, призванной объединить в себе студентов, не чуждых идей индивидуализации и тьюторства, площадкой, обеспечивающей участников взаимодействия ресурсами и возможностями для достижения современных результатов образования, для непрерывного профессионально-личностного развития представителей разных поколений,  площадкой для коммуникации и реализации творческих замыслов за счет применения педагогических моделей, способов, технологий  и средств.

Положение о «Студенческой академии тьюторов»

КТО ТАКОЙ ТЬЮТОР?

Термин «тьютор» в переводе с английского языка означает «наставник», «опекун», «попечитель». Первые тьюторы появились в университетах Оксфорда и Кембриджа в 14 веке.

После прибытия в среднюю школу к ученику прикреплялся наставник, который сопровождал его не только до момента поступления в ВУЗ, но и до его окончания. В то время применялась свободная форма обучения — преподаватели читали лекции, а студенты сами выбирали, какую из них посещать. И как раз тьютор помогал студенту сделать правильный выбор занятия. Современный тьютор — это организатор, преподаватель-консультант и личный наставник в обучении.

Тьютор — это специалист, антропопрактик, который изучает интересы человека (тьюторанта) и создаёт среду для его развития.

 

Что делает тьютор?

 Учит человека проектировать будущее: осознавать себя и свои желания, ставить цели и добиваться их.

  1. Организует совместную работу с тьторантом по составлению индивидуального образовательного маршрута, направленного на реализацию собственных познавательных интересов человека в избыточной образовательной среде.
  2. Сопровождает в большом потоке информации: навигация выбора необходимых для достижения познавательного интереса ресурсов.
  3. Помогает с профессиональным самоопределением: выбор профиля обучения, профессии, карьерное консультирование.
  4. Поддерживает постоянную связь с тьюторантом.

Какие задачи решает тьютор во взаимодействии с тьюторантами в образовательном процессе?

  • Создает события, которые меняют образ мыслей и представление о будущем. Это одна из форм антропопрактики — работа в пространстве субъективной реальности человека.
  • Помогает тьюторанту понять, чего он хочет. Тьютор часто работает в ситуации неопределённости, когда познавательный запрос ещё не сформирован. У него более мягкие, подталкивающие к самостоятельным решениям методы.
  • Работает с самоопределением. Тьютор в школе, колледже, ВУЗе или учреждении дополнительного образования (в том числе и профессионального) — это прежде всего педагог. Но, действующий с помощью особого инструментария, цель – дать свободу и научить брать на себя ответственность за свое образование. Он не объясняет сложные темы и не заставляет учиться. Тьютор в образовании создаёт среду и объясняет, что каждое действие и бездействие имеет вес.
  • Интегрирует возможности формального и неформального образования в достижении тьюторантом своих познавательных интерсов.

 

ИНСТРУМЕНТЫ И ЭТАПЫ РАБОТЫ ТЬЮТОРОВ

Взаимодействие тьютора с тьюторантом строится в режиме встреч, организованных в разных формах.

Беседа. Тьютор с тьюторантом ведёт разговор по определённым правилам. С помощью коучинговых технологий, активного слушания и различных поддерживающих элементов выстраивается открытый диалог. Открываясь, собеседник переходит на новый уровень осознания и выходит из беседы интеллектуально обогащённым. Неконтактным тьюторантам предлагаются альтернативные формы общения — рисунки, тексты, блоги, видео и т.д.

Вопросы. Когда установлен доверительный контакт, тьютор начинает выявлять запрос тьюторанта — задаёт особым образом сформулированные вопросы. Если тьюторант не готов отвечать, инструмент заменяется на другой.

Личностно-ресурсная карта. Наглядное изображение путей реализации познавательного запроса тьюторанта. На карту вносятся все доступные ресурсы: формальные и неформальные, онлайн и офлайн, на бумажных и электронных носителях, события, люди, места. Удобно составлять в виде майндмэпа. Как правило, пополняется при каждой встрече тьюторанта и тьютора.

Пробы. Это новые для человека действия, выполняемые на условиях безопасности. Тьюторант должен осознавать, что может попробовать что-то новое и в любой момент отказаться, если не понравилось, его не будут ругать, не поставят «двойку», а если понравится, напротив, ему помогут масштабировать проект.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СТУДЕНЧЕСКОЙ АКАДЕМИИ ТЬЮТОРОВ

Студенческая академия тьюторов (САТ) – это особый формат профессиональной пробы студентов, направленный на освоение педагогического вообще и тьюторского в частности опыта взаимодействия с людьми (тьюторантами).

 

Деятельность Студенческой академии тьюторов направлена на:

  • обеспечение раскрытия человеческого и образовательного потенциала, а также самореализации и непрерывного профессионально-личностного развития москвичей разных возрастов;
  • содействие в повышении качества образования на всех уровнях через образовательные события, участие в работе клубов «Я-профессионал», «Я-исследователь», регулярные наставнические встречи и кратковременные консультации на предмет обеспечения становления и развития познавательного интереса, мотивации к образованию;
  • развитие волонтерского движения, организация и проведение социально-значимых акций;
  • освоение и сбережение культурно-исторического наследия столичного мегаполиса, в том числе, посредством культурно-образовательных путешествий, совместные молодёжно-наставнические акции и экспедиции экологической, культурно-исторической, социальной направленности;
  • создание условий для эффективной межпоколенческой коммуникации.

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ

Тьюторское сопровождение дошкольников.

Организация индивидуальных и групповых наставнических сессий, образовательных событий на которых в игровой форме будет осуществляться образовательно-развивающая деятельность дошкольников на основе пробуждения и развития их познавательного интереса. Данное направление предполагает систематическое взаимодействие с родителями, формат консультирования которых направлен на содействие развитию ребенка-дошкольника.

Тьюторское сопровождение обучающихся, осваивающих программы начального и основного общего образования.

Организация индивидуальных и групповых наставнических сессий, образовательных событий, консультаций по вопросам преодоления образовательной неуспешности, становления и развития образовательной самостоятельности и самоорганизации, мотивации, предметные и метапредметные наставнические консультации по запросу.

Тьюторское сопровождение обучающихся, осваивающих программы среднего общего образования, абитуриентов.

Организация индивидуальных и групповых наставнических сессий, образовательных событий, консультаций по вопросам профессионально-личностного самоопределения, выбора профиля обучения, образовательной организации, профессии и места освоения профессии, организация и рефлексия предпрофессиональных проб.

Тьюторское сопровождение студентов.

Организация индивидуальных и групповых наставнических сессий, образовательных событий, консультаций по вопросам профессионально-личностного развития, построения карьеры, мотивации к непрерывному образованию и овладению новыми компетенциями.

Тьюторское сопровождение обучающихся «Серебряного университета».

Организация индивидуальных и групповых наставнических сессий, образовательных событий, консультаций по вопросам освоения программ Университета, развития компетенций в области коммуникации, кооперации, критического мышления, креативности; сопровождения погружения в цифровую образовательную среду и развития цифровой грамотности.

КАК СТАТЬ ЧЛЕНОМ СТУДЕНЧЕСКОЙ АКАДЕМИИ ТЬЮТОРОВ

Шаг 1

Заполнить анкету

Шаг 2

Резюме предоставить на собеседовании

Шаг 3

Пройти обучение по программе «Основы тьюторской деятельности»