21- 22 марта институт непрерывного образования МГПУ провел двухдневный вебинарный дискурс “Педагогический дизайн: от проб к опыту”.
Педагогический дизайн – это новый инструмент разработки материалов с использованием цифровых ресурсов и процедур проектирования современного учебного занятия. Новая цель образования изменила структуру урока и создала возможность использовать педагогический дизайн в образовательном процессе, благодаря которому создается образовательная среда.
Преподаватели и эксперты в области педагогического дизайна рассказали:
- что такое педагогический дизайн с позиции профессиональных проб и опытных педагогов;
- как взаимосвязаны между собой педагогический дизайн и учебное проектирование в конкретных методических разработках педагогов;
- как педагогический дизайн обеспечивает технологизацию учебного занятия;
- какие методические алгоритмы возможны в педагогическом дизайне;
- какие компетенции, способности отличают педагогического дизайнера и в какой сфере образования востребован педагогический дизайнер, с позиции экспертов от образования;
- экспертное мнение: почему педагогический дизайнер наиболее востребован сегодня в дополнительном образовании?
В роли модератора дискурса выступила Наталья Шевченко, кандидат педагогических наук, доцент, МГПУ. В своем выступлении Наталья Ивановна рассказала о задачах педагогического дизайна, компетенция педагогических дизайнеров и опыте МГПУ по подготовке специалистов в данной области на магистерской программе “Педагогический дизайн дополнительного образования естественнонаучной и технической направленности”. Магистранты программы ходе демонстрации профессиональных проб представили представили свои проекты, выполненные с использованием различных моделей педагогического дизайна:
- Анна Каверина – “Развивающие занятия для младших школьников в рамках занятия “Рисуем курочку Рябу”
- Надежда Титова – “Основы работы в электронных таблицах Google sheets”
- Ольга Косенкова – “От ботаники к бумажной флористике”
- Светлана Лаптева – “Разработка занятий для курса по техническому творчеству модель ADDI”
- Светлана Перминова -“Сборка и программирование модели “Растения и опылители” Модель SAM”
- Екатерин Клюй – “Дизайн образовательной среды в лаборатории раннего инженерного образования”
Старший методист Дворца творчества детей и молодежи имени А.П.Гайдара Алексей Павлищев рассказал о разработке и осуществление курса организации проектной деятельности для педагогов на основе модели педагогического дизайна. успешными практиками, реализуемыми ДТДиМ поделились педагоги дополнительного образования:
Марина Рева – Опыт включения экологического модуля в программу по подготовке детей к школе,
Инесса Замятина – Мотивация обучающихся изостудии «Росинка» в рамках проекта «Уроки доброты» (для пациентов и сотрудников хосписа),
Вероника Гаврилова – Педагогический дизайн в обучении иностранным языкам на примере программы «EnjoyEnglish». Лайфхаки мотивации,
Варвара Хоменкер – Использование таксономии Б. Блума в проектировании программ дополнительного образования,
Александр Никитин – Педагогический дизайн программ ДО инструментального исполнительства.
Во второй день встречи состоялся круглый стол, в ходе которого эксперты провели анализ представленных практик, обсудили новые решения, продуктивность и перспективы педагогического дизайна в дополнительном и общем образовании.
Есть опыт реализации модели педагогического дизайна в области реализации образовательных программ и занятий, хотелось бы видеть его использование в области проектирования образовательной среды. Столичное образование в последнее время продвинулось в этом направлении, есть много интересных проектов. На мой взгляд, лакуной педагогического дизайна, требующей отдельной проработки, является оценка результативности.
Мы во Дворце творчества детей и молодежи имени А.П.Гайдара активно применяем педагогический дизайн. Это позволяет обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку в рамках одной программы, перейти к субъект-субъектным отношениям педагога и обучающегося.
Педагогический дизайн позволяет получить принципиально иные результаты, но необходимо его массовое внедрение. Требуется массированная подготовка магистрантов и педагогов в рамках повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Это требует существенных ресурсов и вложений.