Мама 7-летней Алисы стала замечать, что дочка никак не может научиться читать и писать. «И алфавит знает, и общается активно, и стихи рассказывает, а если попросить прочитать слово или написать его, такое впечатление, что дочка не понимает, как сложить буквы в слог, как писать ту или иную букву, часто пишет зеркально, переставляет буквы. Алиса стала говорить, что она учится хуже всех в классе и никогда не сможет сама прочитать книгу или написать письмо Деду Морозу без помощи взрослых. Дочка почти не проявляет интереса к учебе, говоря о том, что читать и писать все равно не получается!»
Мама не понимает, как помочь дочери и в чем может быть причина?
Отвечает Ольга Величенкова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии МГПУ, член экспертного совета Ассоциации родителей детей с дислексией.
Часто у взрослых возникает вопрос, почему у ребенка двойка по русскому языку или нежелание читать даже самую интересную книгу. Проблема может быть связана именно с дислексией и дисграфией.
Попробуем разобраться, что это такое.
Дислексия – это трудности овладения навыком чтения технического или смыслового плана. Под техническими трудностями понимаются снижение скорости чтения и нарушение корректности. Ребенок читает медленно и с большим количеством ошибок. Тут следует сказать о том, что оценка техники чтения проводится специалистом при помощи стандартизированных тестов.
Следует сказать, что дислексия не считается следствием интеллектуального снижения, проблем со зрением или слухом, недостатка мотивации или неправильных методик преподавания. Это не болезнь и не повод для сегрегации. Люди с дислексией обладают нормальными способностями в других сферах и нередко демонстрируют высоко развитое пространственное мышление, творческие таланты, нестандартное видение проблем.
Кто проводит диагностику дислексии? Логопед. Не стоит думать, что любые проблемы в чтении – это дислексия. Но диагностику пройти нужно обязательно, если у родителей или учителя есть сомнения по поводу достижений ребенка.
К логопеду же стоит обратиться и в том случае, если у школьника много ошибок в письме. Причем любых. Это могут быть так называемые «глупые» ошибки – пропуски, перестановки, смешения букв. Например: «сопака» вместо «собака», «карпопель», «крадратный», «наблёдали» и т.д.
Тем не менее бывают случаи, когда таких ошибок очень много. Это состояние называется дисграфией. Связано оно с трудностями овладения начальными разделами программы по русскому языку – графикой. Значительное количество орфографических ошибок (чаще всего ошибок на правило) может свидетельствовать об особом нарушении – дизорфографии.
Логопед проводит исследование навыков письма и чтения, устной речи ребенка. Детям с дислексией, дисграфией, дизорфографией нужна помощь специалистов на протяжении длительного времени. В младших класса, а иногда и в средней школе логопедические занятия после уроков нацелены на восполнение пробелов в устной и письменной речи.
Нужна ребенку с трудностями в обучении и поддержка психолога, нейропсихолога. А семье в целом – поддержка семейного психолога, поскольку неуспеваемость школьника создает травмирующую ситуацию не только для ребенка, но и для родителей.
Очень важно понять, что школьные трудности – не вина ребенка, а вызов взрослым, способным помочь и поддержать!
Ознакомиться с другими статьями вы можете на нашем Дзен-канале.
Если у вас остались вопросы, не стесняйтесь задавать вопросы в комментариях!