Top.Mail.Ru

Международная научно-практическая конференция “Тьюторство в открытом образовательном пространстве”

 27 октября – 28 октября 2020 г. состоялась XIII Международная (XXV Всероссийская) научно-практическая конференция «Тьюторство в открытом образовательном пространстве: языки описания и работы с «самостью» – развитие личности; становление субъектности; формирование self skills». Организаторами конференции, прошедшей в этом году онлайн, стали Московский городской педагогический университет и Межрегиональная Тьюторская Ассоциация.

В работе конференции приняли участие 1326 человек из 5 стран: Беларусь, Болгария, Израиль, Казахстан, Украина и 38 регионов России.

По традиции конференцию открывал ректор МГПУ Игорь Реморенко. Он отметил, что в постковидную эпоху онлайн-формат позволяет стирать границы между участниками и делать профессиональные сообщества более открытыми. Ректор подчеркнул важность основой тематики конференции – формирования self компетенций, которые становятся основными инструментом развития и обучения в цифровой реальности.

Основная задача конференции – рассмотреть проблему становления самости в контексте тьюторской деятельности в сопряженных научных языках, проанализировать тренды развития тьюторского движения в РФ, выявить наиболее интересные к тиражированию успешные практики и приступить к оформлению и реализации дорожной карты международного и межрегионального сотрудничества по проблематике тьюторства и индивидуализации до следующей, XIV Международной тьюторской конференции в 2021 году.

Фокусом обсуждения и анализа стали обсуждения такого понятия как «самость» человека, которая имеет множество трактовок в самых разных направлениях социальной, психологической и педагогической науки.

Первый день конференции был посвящен обсуждению понятий личности, субъектности и самости с разных сторон: развитие личности, становление субъектности, формирование self-skills. Адамский А.И. рассказал об онтологии ФГОС-экосистемы и нормы в ситуации неопределенности, Асмолов А.Г. поднял проблематику персонализации образования в мире деперсонализации, Леонтьев Д.А. и Розин В.М. представили систему персонологического тезауруса, Эльконин Б.Д. обсудил с участниками пленарного заседания субъектность в развертывании посреднического действия, доклад Фрумина И.Д. раскрыл тематику развития самостоятельности при обучения предпринимательству. Все участники конференции отметили высокую актуальность поднятых проблем и теоретическую и практическую глубину  данных докладов.

Второй день конференции начался с презентации Межрегиональной Тьюторской Ассоциации. Его провели в формате технологии вопрошания Тюмина М.В.(Пермский край) и Карастелев В.Е.(Москва). Прозвучали разнообразные вопросы, на которые отвечали представители разных региональных центров, а также федеральные и региональные эксперты МТА.

В этот день в параллельном режиме работали 17 мастерских. Все участники отметили высокую организацию в проведении мастерских и важность поднимаемых проблем и исследований.

Дальнейшее обсуждение проблематики конференции было представлено в работе секций. Антропологический подход связывает процесс появления самости с развитием личности, деятельностный подход – с формированием субъектности, а компетентностный подход выделяет особую группу компетентностей «self-skills». На конференции свою работу в логике этих трех подходов провели три проблемные секции. Также участникам конференции были доступны для работы и 9 тематических секций, которые были посвящены тьюторству в различных сферах образования, самообразования, социальных практиках и практиках здравостроительства.

На заключительном пленуме были систематизированы и представлены перспективы и тренды развития теории и практики индивидуализации и тьюторства и положено начало созданию интерактивной карты успешных российских тьюторских практик по наиболее актуальным направлениям, а также были сформированы группы, готовые в режиме сетевых лабораторий, проектных групп, проблемных семинаров развернуть совместное международное и межрегиональное сотрудничество в течение периода между конференциями.

 

 

Пленарные доклады.