Московский международный салон образования (ММСО) – традиционно самый представительный форум для всех деятелей образования. В этом году он стал ещё более значимым: благодаря коронавирусу (неожиданно полезный результат введения карантина) доступ в залы Салона получили многие десятки тысяч человек из различных городов России и других стран. Лейтмотивом Салона стал резкий переход на дистанционный формат обучения, и это также привлекло к мероприятию огромное внимание.
Мы попросили наших экспертов осветить наиболее актуальные вопросы ММСО.
Любовь Крашенинникова, ведущий специалист лаборатории ЛИНО ИНО МГПУ:
Меня, как руководителя академической магистратуры очень интересовал научный аспект наблюдаемых явлений и процессов. Формируя свою повестку на дни проведения Салона, я отметила для себя 2 основных панельных дискуссии: «Цифровое образование глазами фундаментальной науки» и «Новое высшее образование: каким оно будет после вынужденного периода дистанционной работы». В первой панели, к тому же, участвовали двое очень ценимых мной исследователя: Г.У.Солдатова и А.Н.Архангельский. Во второй участвовали два самых, пожалуй, влиятельных ректора России: Я.Кузьминов (НИУ ВШЭ) и В.Мау (РАНХиГС).
Дискуссия по научному подходу к цифровизации образования оставила сложное впечатление. С одной стороны, было очевидно, что прилагались и прилагаются немалые усилия для исследований и преодоления разного рода проблем на пути к модернизации нашего образования. Так, А.С.Соловейчик сообщил о 60-ти научных коллективах, участвовавших в проекте «Цифровая трансформация школы». С другой стороны, результаты работы этих коллективов неочевидны. Представители РАО неоднократно в дискуссии высказывались относительно «повышения профессиональной тревожности» учителей и других работников образования, но при этом часто оперировали общеизвестными понятиями типа «некоторые исследователи утверждают», «проблемы цифровой социализации» и т.п. Из проведённых исследований впечатлило масштабное исследование «Психологическая перепись населения школ» (проводилось среди педагогов -психологов, которых в России, как выяснилось, 25 570 человек). Недюжинный масштаб и у лонгитюдного исследовательского проекта «Растём с Россией», где с разных сторон исчерпывающим образом исследуется феномен современного детства.
Характеризуя фундаментальные проблемы цифровой школы (почему-то подавляющее большинство мнений в дискуссии высказывалось относительно именно цифровизации школы, а не ВУЗов, СПО и пр.), директор Института психологии РАН Д.В.Ушаков охарактеризовал их как очень наукоёмкие, поскольку их решение связано с созданием «цифрового двойника» современного школьника. Задача создания такой модели выглядит очень интригующе, но, как мне кажется, это отдельная фундаментальная задача, связанная с разработкой искусственного интеллекта.
Текущую ситуацию, профессор НИУ ВШЭ А.Н.Архангельский назвал «эпидемиологической революцией». Его вклад в дискуссию был, как мне кажется, направлен на стимуляцию когнитивных способностей участников, поскольку содержал яркие метафоры, но общий тон высказываний был пессимистичным. Так, имеющая место «эпидемиологическая революция» проверила на излом институции, и обнаружилось следующее:
– Политика последних лет привела к системной архаизации образования с акцентом на создание условий для формализованного контроля;
– Вместо «единого» образовательного пространства появилось «единообразное», в которое не вписались и увяли проекты, не ориентированные на формализованный контроль, например, РЭШ;
– Нормативная база не готова для цифровизации: альтернативные проекты типа «Цифровой школы» Сбербанка вошли с ней в противоречие и остановлены;
– Победные реляции об успешной цифровизации школ – преждевременны.
Однако некоторые конкретные направления работы с «цифрой» оказались весьма плодотворными. Так, будучи профессиональным литературоведом, А.Н.Архангельский со своими студентами составил карту цифровых ресурсов в предметной области «Литература». Однако предложение того же А.Н.Архангельского составить общий, единый Атлас цифровых образовательных ресурсов мне не импонирует: нам слишком хорошо известно как в результате работают такие единые карты и пр.
Г.У.Солдатова, директор Фонда развития интернета и профессор Психологического факультета МГУ, в своем выступлении рассмотрела многозадачность не просто как поведения, мешающего достичь сосредоточенности и усвоить учебный материал, но как осваиваемый человечеством способ управления его когнитивными ресурсами, позволяющий повысить эффективность их использования и скомпенсировать ограниченность когнитивных способностей человека. Полностью согласна! «Школа неизбежно будет становиться многозадачной» – утверждает Г.У.Солдатова, и ближайший исследовательский проект её группы будет посвящён изучению управляемой многозадачности с целью повысить эффективность школьного образования.
В современных условиях ДПО играет всю большую роль в деятельности вуза. Это не только ресурс для развития экспертной позиции университетов, дополнительный источник внебюджетных средств, но и возможность для трансфера лучших практик, рождающихся в ДПО, в основные образовательных программы подготовки кадров,
Как эффективно использовать этот ресурс обсуждали эксперты ведущих вузов в ходе дискуссии «Дополнительное профобразование завтрашнего дня». Директор института непрерывного образования МГПУ Марина Шалашова сформулировала основные выводы:
В условиях глобализации и цифровизации повышается доступность и открытость образования. Сегодня в свободном доступе большое количество образовательных, научных, исследовательских ресурсов, что создает беспрецедентные возможности для обмена опытом и самообразования. При этом многие программы ДПО нуждаются в обновлении как содержательном, так и кадровом. Большие надежды возлагаются на коллаборацию вузов, образовательных организаций, предприятий реального сектора экономики. Промышленные предприятия и представители бизнеса сейчас как никогда готовы внести свой вклад в образование.
В эпоху перемен важно оставаться на «гребне волны», поэтому на первый план выходит совершенствование преподавательского состава. Только непрерывное обучение персонала поможет не остаться в стороне от текущих изменений, создать интересный и важный для пользователей контент, а также донести его до слушателя оптимальным способом.
Вообще, сейчас время экспериментов, время поиска новых форм работы, создания новых продуктов, интеграции основного и дополнительного образования. Давайте экспериментировать!
Постепенно вузы стали приходить к пониманию того, что рынок образования перенасыщен, существует жесткая конкуренция, а с переходом в дистант она только усилилась. Этот факт обуславливает необходимость внедрения технологий мониторинга рынка и поиска своей аудитории, создания специальных аналитических и маркетинговых и рекламных служб, ведение четкого финансового планирования. Иного выхода нет, будущее за рыночной экономикой!
Одним из важнейших направлений педагогических исследований на сегодняшний день является вопрос формирования индивидуальной траектории профессионального роста педагога, интенсив “Я учитель”, организованный компанией “Яндекс. Учебник” совместно с МГПУ посетила Директор центра продвижения образовательных программ и проектов ИНО МГПУ Светлана Смирнова:
В ходе обсуждения, выявлено 3, на мой взгляд, важных рассогласовнаия, которые требуют дальнейшего изучения.
Во-первых, на основании исследований, проведенных МГПУ, результатов диагностик “Яндекс. Учебник”, Рособрнадзора выявлен частичный разрыв между запросом учителей, их дефицитарным полем и направлениями востребованных программ ПК. Не всегда учитель обучается на программах ПК, которые отвечают его дефицитам, да и дефициты с запросами коррелируют не полностью. Почему? В цепочке “Дефицит” – “Запрос” – “Обучение” осталось еще одно неисследованное звено- руководители. Интересно посмотреть, какие, по их мнению, дефициты имеют педагоги. Возможно, они как раз и определяют направления обучения учителей. Пока это только гипотеза, проверить которую мы планируемым в рамках исследования 2020 года.
Во-вторых, сегодня на сайтах различных провайдеров ДПО педагогам предлагается пройти диагностики профкомпетнеций, в основе которых лежат различные методологии, российские и зарубежные, измеряющие не только профессиональные компетенции, но и качества личности. На лицо ситуация – учитель один, а линеек много. Как понять, какие дефициты требуют оперативного восполнения, а какие могут подождать. Пока ответ не получен.
В-третьих, может ли учитель, имеющий отличный результат по проф. диагностике, иметь невысокий результат обучения его учеников? Или что меняется в работе педагога после его обучения? Все зависит от мотивации. Нужны новые механизмы учительского роста. Ставим себе задачу на новый учебный год – начать работу по внедрению постпрограммного сопровождения слушателей. Результаты обсудим на ММСО 2021.
Школьный учебный год завершен, но пока не вполне ясно каким будет следующий год? «Школа осенью 2020 года» – площадка с говорящим названием. За обсуждением актуальных вопросов следила Елена Демидова, директор ресурсного центра ИНО МГПУ:
Обойтись только цифровой школой не получится, в этом абсолютно уверены все участники дискуссии. «Ходить в школу не тождественно понятию учиться,» — утверждает Анатолий Каспаржак. 60% опрошенных детей скучают по школе, им не хватает общения со сверстниками. Переживают все сложившуюся ситуацию, в том числе и дети. А 65% детей считают, что учителя отлично справляются с ситуацией, но учиться в нынешних условиях приходится больше.
А вот родительские собрания, по мнению Анатолия Каспаржак, легче и эффективнее проводить в дистанционном формате.
Какой будет школа в сентябре 2020 года, пока сказать сложно. Список актуальных вопросов сформулировал в своем выступлении Ефим Рачевский, директор центра образования «Царицыно» № 548 г. Москвы:
«Что мы будем делать в школе и за ее пределами? Это касается противоэпидемиологических мероприятий. Какими будут рекомендации Роспотребнадзора и что будет с учителями, когда мы перейдем к выполнению рекомендаций: деление классов, удвоение тарификации педагогам, финансирование их работы?
Будет ли обучение в онлайн формате чередоваться с дистантом?
Будет ли задаваться домашнее задание в новом учебном году?
Как быть с детьми младшего школьного возраста, в случае необходимости их нахождения дома, при условии, что родители работают?
Каким будет новый подход к финансированию школ?
Нужен некий чек-лист для директоров школ, а именно, что должен делать директор перед началом учебного года и в продолжении него».
«Ничто так не влияет на прогресс, как кризис. Инновация носила мобилизационный характер. Эпидемия дала бесценный опыт. Общее путешествие дилетантов: школы, родителей, детей,» – подвел итог Ефим Рачевский.