Top.Mail.Ru

Примирить человека с человеком – новое исследование ИНО МГПУ

Кафедра педагогических технологий непрерывного образования провела исследование «Анализ успешности деятельности школьных служб примирения для формирования психологической безопасности образовательной среды в образовательных организациях города Москвы».

Школьные службы примирения г. Москвы предлагают многообразие восстановительных практик и приемов по поддержанию психологически комфортной и безопасной среды в зависимости от ситуации и уровня сложности конфликта. Эксперты провели анализ успешности деятельности ШСП через анкетирование кураторов, педагогов, обучающихся и их родителей (10509 респондентов).

Были составлены вопросы, касающиеся результативности деятельности ШСП, а также определению уровня доверия к ним, выявлению аспектов психологической безопасности образовательной среды в образовательных организациях г. Москвы.

Более 40% педагогов считают
, что при разрешении конфликтной ситуации между обучающимся и педагогом необходимо обращаться к классному руководителю, в администрацию школы (более 28%), в ШСП (более 26%). Это говорит о системном понимании того, как должен действовать педагог в рамках образовательной организации. Однако лишь 28,4% педагогов обратятся сначала в ШСП. Важно определить решения для формирования понимания педагогами экспертности ШСП при разрешении конфликтной ситуации, так как более 51% педагогов доверяют ШСП, а более 90% педагогов будут рекомендовать её всем участникам образовательных отношений.

Исследование показало, что большинство родителей (85%) понимают, что при разрешении конфликтной ситуации между обучающимися следует обратиться либо к классному руководителю, а в ШСП или администрацию – более 4% суммарно, а 80% родителей порекомендовали бы ШСП другим.

55% школьников также отводят большую роль классным руководителям, а 40% обучающихся дают свое согласие и участвуют в деятельности ШСП, оказывая ей доверие.

В целом, в образовательных организациях города Москвы созданы условия для комфортной психологической безопасности образовательной среды для всех участников образовательных отношений, наблюдается активная деятельность кураторов и юных волонтеров ШСП, а также тенденция вовлечения педагогов, школьников и родителей в процесс формирования психологической безопасности образовательного процесса, что позволяет судить о достаточном уровне успешности деятельности ШСП, а также о росте доверия к ним (что является ресурсом для дальнейшего развития деятельности ШСП). Все это способствует формированию культуры взаимодействия между участниками образовательных отношений, ориентированную на стратегию сотрудничества при возникновении конфликтной ситуации.