За консультацией обратились Вячеслав и Елена О., молодые родители Александры, 2,5 лет. «У Сашеньки есть логопедические проблемы, но нас очень волнует вопрос, не пора ли отдавать ее в детский сад для полноценной социализации. При этом поведение дочки говорит о повышенной тревожности и неготовности к разлуке с мамой на данный момент… Так когда же лучше? В 3? Или позже? А может и вовсе постараться избежать дошкольного учреждения?»
Попробуем разобраться в этом с нашим экспертом, кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры логопедии ИСОП МГПУ, логопедом и специалистом по раннему детскому развитию Юговой Олесей Вячеславовной.
Давайте сразу разведем два аспекта: потребности ребенка в общении со сверстниками, с одной стороны, и невозможность бесконечного декретного отпуска для многих матерей, с другой.
Если есть необходимость выхода матери (или того, кто находился с ребенком первые месяцы и годы жизни) на работу, то вопрос «когда лучше?» просто не поднимается. Надо так надо. Детские сады для этого и создавались – освободить родителей для осуществления ими трудовой деятельности.
А вот если рассматривать проблему с позиции интересов ребенка, то тут хотелось бы подчеркнуть следующие моменты. Семья является первым и главным институтом социализации ребенка. И в первые годы жизни вполне достаточным для освоения необходимых социальных навыков и общения. Более того – ребенку младенческого и раннего возраста однозначно комфортнее находиться с близкими людьми, нежели с чужими, даже самыми внимательными и заботливыми. Длительная разлука с матерью и другими близкими в этот период детства нежелательна.
По достижении дошкольного возраста (после 3х лет) меняется социальная ситуация развития и ведущая деятельность ребенка – ею становится игра. А игровую деятельность эффективней и доступней реализовывать с другими детьми. И тут детский сад видится неплохим решением. Однако это не значит, что без детского сада это будет невозможно. Посещение различных кружков и секций, досугово-развлекательных мероприятий, друзей с детьми, а также общение во время прогулки вполне позволяет реализовать детскую потребность в общении со сверстниками.
Отдельной строкой хочется сказать о тех детях, у которых есть те или иные проблемы в развитии. Это может касаться речи или других психических функций. Им нужно особое внимание и создание специальных условия развития и воспитания для максимальной компенсации имеющихся проблем. При этом самой эффективной будет индивидуальная работа с необходимыми специалистами (логопед, психолог и т.д.), а также возможность общения со сверстниками в свободное, досуговое время.
В тех случаях, когда мы наблюдаем детскую тревожность, неготовность к сепарации от матери, отсутствие речи, а также навыков самообслуживания (питания, туалета и т.д.), нежелание или неумение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, то следует уделить этому особое внимание и постараться решить хотя бы часть этих проблем до поступления ребенка в детский сад, а не перекладывать полностью на сотрудников дошкольной организации. А это не всегда удается к 3-м годам и даже в более старшем возрасте.
При этом, безусловно, есть дети, которые довольно рано начинают проявлять интерес к сверстникам, активно взаимодействуют с ними, которые бесстрашно и с любопытством познают мир, легко адаптируются в коллективе и с радостью бегут в детский сад. С ними можно не ждать условного календарного «уже пора». А вот с теми, кому это дается с трудом, через сопротивление и страдание, стоит проявить чуткость и не торопиться. Иногда более приемлемым вариантом (в том числе промежуточным) может стать хорошая няня или частный детский сад, где меньше детей в группе и некоторые другие условия. Конечно, если у семьи есть такая возможность. Ведь во всем важен здравый смысл и баланс потребностей и возможностей.
Ознакомиться с другими статьями вы можете на нашем Дзен-канале.
Если у вас остались вопросы, не стесняйтесь задавать вопросы в комментариях!