Top.Mail.Ru

Школа в условиях глобализации

Директор института непрерывного образования Марина Шалашова и заведующая лаборатории индивидуализации непрерывного образования ИНО МГПУ Татьяна Ковалева приняли участие в I Международной педагогической конференции “Открытая школа в глобальном мире”, которая проходит 10-12 февраля в московской школе “Ника”.

В условиях глобализации современная школа может и должна стать «местом силы» и для взрослого, и для ребёнка. Произойдет это в том случае, если она сумеет сохранить глубинные ценности и культурные коды общества, оставаясь при этом открытой к изменениям.

Три дня конференции посвящены обсуждению наиболее важных вопросов, связанных с трансформацией школы в современных условиях:

  • Что такое «школа созидания» и как ее строить?
  • «Уроки открытого мышления»: как и зачем?
  • Навыки будущего — soft skills и meta skills: как тьютор помогает ребенку?
  • Новый взгляд на проектную деятельность в школе как способ «достраивания собственного знания»
  • Междисциплинарное сотрудничество учителей и детей в рамках предметной мастерской.
  • Учитель-навигатор и школа как пространство самоопределения.

В своем выступлении Марина Михайловна отметила, что цифровизация является основным “двигателем” изменений и оказывает влияние на все тренды  образования.  Несмотря на скачкообразный переход к цифровым технологиям, спровоцированный пандемией, изменения продолжают нарастать. Согласно исследованиям платформы HolonIQ, оборот индустрии образования вырастет с 5,2 триллионов в 2020 году до 7, 3 – в 2025 за счет внедрения новых технологий. Но необходимо помнить, что  цифровые технологии  являются лишь дополнением к работе педагога и не должны рассматриваться отдельно от нее. Поэтому одна из важнейших задач современного образования – создание цифровой дидактики.

Изобилие различных образовательных ресурсов, возможность обучаться в любое время и в любом месте, диктует изменение компетенций учителя. Современный педагог должен выступать в роли тьютора, наставника, координатора проектной деятельности, игромастера, аналитика, педагогического дизайнера. В связи с этим вопрос “Чему надо учить педагога?” звучит особенно остро.

Кейсы МГПУ, представленные Мариной Шалашовой, демонстрировали возможность персонализированного профессионального обучения учителей, направленного на расширение спектра компетенций.

Татьяна Ковалева сделала акцент на персонализации образования. В условиях, когда каждый слушатель имеет возможность обучаться по индивидуальной образовательной  траектории, ему необходимы три важных компетентности: самоопределение, самостоятельность и самоорганизация, объединенных названием «self skills». Работу с этими компетентностями берет на себя тьютор, таким образом, тьюторство становится одним из важнейших ресурсов образования.