Совместный проект ФИОП и МГПУ

Вхождение в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования – одна из приоритетных целей развития Российской Федерации на ближайшие годы.

Россия за последние годы добилась существенных успехов в школьном образовании. В 2015 году мы впервые вошли в группу успешных стран по развитию способности применять школьные знания в реальной ситуации (PISA). С 2003 года к 2018 году на 20 баллов повысились результаты в математической грамотности. Тем не менее по естественно-научной грамотности, исследования которой начались с 2006 года, результаты российских школьников сохраняются на прежнем уровне (в 2018 году — 30-37 место в списке стран-участниц исследования). В ориентирах государства новый тип обучающегося, который нацелен на самостоятельно организуемую деятельность, самореализацию, саморазвитие.

Обновленные цели и содержание общего образования повышают существующие и создают новые требования к качеству деятельности педагогических работников, к уровню их профессиональной подготовки в целом. Поэтому актуальна реализация таких инновационных программ профессионального развития педагогов, которые помогают им осваивать современные образовательные технологии, новый инструментарий организации проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся, что впоследствии позволит изменить практики работы с детьми и молодежью и будет способствовать созданию в школах и системе дополнительного образования условий для развития интереса обучающихся к научным исследованиям, проектированию, в том числе в области высоких технологий.

Новый совместный проект МГПУ, АНПО «Школьная лига РОСНАНО» и Фонда инфраструктурных и образовательных программ «Разработка и апробация модели естественно-научного и технологического образования, а также учебно-методических материалов для организации исследовательской и проектной деятельности в общеобразовательной школе» призван способствовать вовлечению школьников и педагогов в учебно-исследовательскую и проектную деятельность естественно-научной направленности, а также содействовать модернизации системы дополнительного профессионального образования педагогов естественно-научного профиля. Проект направлен на изменение качества преподавания естественных наук в основной школе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897. В дальнейшем разработанная модель естественно-научного образования и учебно-методические материалы проекта будут предложены для масштабирования региональным и федеральным органам управления образованием.

Апробация разработанным учебных материалов проекта будет проходить в рамках реализации общеобразовательных программ основного общего и дополнительного образования естественнонаучной и технологической направленностей. В проекте участвуют школьники и педагоги из 100 школ 15 регионов Российской Федерации. Пилотные школы являются участницами программы «Школьная лига РОСНАНО».

С 15 марта по 17 апреля 2021 г. в рамках проекта МГПУ организуется обучение педагогов по программе повышения квалификации «Методология исследовательской и проектной деятельности обучающихся в системе основного общего и дополнительного образования» (36 часов). В дальнейшем слушатели программы обучения будут апробировать модели и учебно-методические материалы в региональных школах.

Педагогам представлены материалы проекта, включая модуль «Наводим порядок или основы классификации цветковых растений», автор — Данилова Юлия Альбертовна; «Дыхательная система. Учебное исследование и проект», автор — Кириллов Павел Николаевич; модуль «Воздухоплавание» — о проектировании и создании модели воздушного шара, автор Баранников Артём Анатольевич; модуль «Реакции обмена в водных растворах», автор – Ермаков Дмитрий Сергеевич.

Подробно с информацией о проведении обучения, видеозаписями практических занятий и иными материалами программы обучения возможно ознакомиться на сайте.

Одновременно для тех педагогов естественно-научных дисциплин, которые не имеют возможности пройти обучение на курсах повышения квалификации, но будут задействованы в апробации учебных модулей, на платформе Microsoft Teams организовано проведение консультационных вебинаров. Вместе с педагогами на протяжении 6 часов работают авторы-разработчики учебных модулей и учебно-методических материалов к ним, знакомят с учебными темами и заданиями, которые возможно организовать со школьниками на уроках с 5 по 9 класс по химии, физике и биологии с применением технологий организации проектной и исследовательской деятельности.

Справка:

PISA – международная программа по оценке учебных достижений (Programme for International Student Assessment);

Информация о проводимых исследованиях (PISA) размещена на сайте.