Top.Mail.Ru

Вечный вопрос в новых условиях: искусственный интеллект – быть или не быть

Тюрина Надия Шамильевна, к.п.н., доцент кафедры специальной педагогики и комплексной реабилитации ИСОП МГПУ.

Искусственный интеллект (ИИ) уже начал вносить изменения в образовательную сферу и будет продолжать это делать в будущем. У родителей возникает много вопросов, возможности и ограничения есть у искусственного интеллекта, стоит ли его бояться?

Валентина А, мама подростка Даниила тоже столкнулась с этим и рассказала нам, надеясь получить ответ: «Вышел спор сыном-подростком о прогрессе, технологиях. Естественно, обсудили, как полезны компьютеры в жизни человека, что уже плохо представляем себе жизнь без телефона в руках. Но у меня возник реальный барьер в понимании того, что искусственный интеллект также может быть полезен человеку. Я боюсь, что искусственный интеллект вычеркнет из общения людей теплоту, живость, искренность, человеческое участие. А сын говорит о том, что ИИ нужен человеку».

Отвечает Тюрина Надия Шамильевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики и комплексной реабилитации Института специального образования и психологии МГПУ:

Попробуем посмотреть на ИИ беспристрастно и разобраться для себя, стоит ли действительно его бояться?

Во-первых, необходимо напомнить, конфликт на почве технологий возникает в каждом поколении. Сначала почвой для конфликта были книги, потом кино и телевидение, компьютеры и вся компьютерная индустрия (игры, социальные сети). Все новое закономерно вызывает у более старшего поколения страх, нежелание выйти из зоны комфорта и привычки, чтобы освоить это неизвестное. Объективно сказываются и физиологические изменения: ригидность и меньшая подвижность нервных процессов. При этом нужно помнить, что всегда есть исключения, и люди старшего поколения могут дать фору молодым в деле освоения технологий. У взрослых людей есть огромное преимущество – жизненный опыт.

Во – вторых, родителям важно знать, какие потенциальные возможности есть у ИИ, кроме того, чтобы «захватить и поработить мир людей», если говорить шутливо, и выполнять за ребенка домашние задания и писать рефераты, если серьезно.

Для родителей, как мне кажется, особенно актуальным будет видеть в ИИ помощника в образовании их детей. Для кого-то, например, в удаленных регионах, где нет доступа к такому уровню репетиторов, как хотелось бы, ИИ может быть полезен для изучения школьных дисциплин.

ИИ будет выступать как хороший репетитор, который учитывает актуальный уровень овладения учебным материалом и подбирает задания, актуальные для ребенка в данный момент. Приложения на основе ИИ анализирует выполнение заданий, объясняет новый материал, отрабатывает ошибки, объясняет, в чем они заключаются. Такой помощник может быть полезен ребенку и его родителям и в разных других ситуациях: например, ребенок болеет и пропускает уроки, сам родитель не может заменить учителя, нанять репетитора тоже может быть затруднительно. А если ребенок с особыми образовательными потребностями? Родитель может порекомендовать учителю (хотя он и сам должен об этом знать!) возможности адаптации учебных материалов под актуальный уровень ребенка и с учетом его особенностей.

Технологии ИИ развиваются с мгновенной быстротой. В англоязычном пространстве доступны сервисы, позволяющие формировать мягкие навыки в безопасной среде, преобразовывать о текстовый учебник в интерактивный. Все это опять-таки позволяет не на словах, а на деле индивидуализировать образовательный процесс. Не всегда учитель имеет реальные возможности для учета многообразия потребностей учеников класса. Тут ему и родителям на помощь приходят современные технологии. А страх, что они могут заменить человека, окажется не обоснован до тех пор, пока сам человек будет давать другому, ребенку в данном случае поддержку, принятие, человеческое тепло и участие. Детям же, которым предстоит жить в новых технологических условиях, в том числе, очень важна возможность разделить с близким взрослым то, что ему самому кажется интересным и полезным.

Ну и как еще аргумент взрослым в пользу освоения раннее неизвестного, ИИ здесь не исключение, можно привести то, что освоение нового опыта полезно для профилактики возрастных изменений!

Ознакомиться с другими статьями вы можете на нашем Дзен-канале.

Если у  вас остались вопросы, не стесняйтесь задавать вопросы в комментариях!

Перейти к статье