Мои друзья часто говорят, что современным студентам совсем не хочется учиться, что они ничем не интересуются. Множество их интересов совсем не перерастают в желание получать образование, трансформируясь в отрывочные знания о действительности или о «недействительности» (это про интернет). Поэтому работа преподавателя стала не просто очень очень сложной, но и во многом бессмысленной, ибо нет смысла в трате времени на образование людей, которые совсем об этот самом образовании не только не мечтают, но и особо не думают.
Наверно в этом есть значительная доля правды, мои друзья и по совместительству коллеги говорят искренне. При этом очень переживают за ситуацию и точно хотят каким то образом ее изменить в лучшую сторону. Они мечтают о студенте с пытливым умом и неистребимым желанием стать учителем. О студенте, который будет готовиться ко всем семинарам, читать рекомендованную литературу, участвовать в дискуссиях и научных дебатах, писать совершенно авторские курсовые и проводить реальные педагогические исследования… Я тоже из этого поколения профессионалов-идеалистов, но я уже давно не мечтаю, я принимаю реальность как есть. Но на мой взгляд ситуация несколько иная. Это реальность, в которой действительно не так много студентов с активной образовательной позицией, но так потому, что много студентов, которые потеряли связь между обучением и интересом. А может быть вовсе не нашли. И не в институте, а гораздо раньше, в школе, в семье.
Что же произошло? Обучение как педагогической процесс всегда признавался процессом взаимодействия педагога с учениками. Причём процессом глубоко личностным, в котором личностно-профессиональные качества учителя, его собственные стремления, цели, интересы становятся побудительным источником для активной учебной деятельности обручающегося, для его вопросов, суждений, логики мышления и рассуждений и, в целом, для возникновения познавательных потребностей и интересов. Творческая мысль педагога неизбежно порождала (и все также порождает ) детское любопытство, желание спросить и понять, готовность авторски отнестись к учебной задаче, придумать разные способы учения. Поэтому когда мы говорим о том, что студент не хочет учиться, это логично означает, что его школа познания была в большей степени школой внимательного слушания, выполнения домашних заданий и умения своевременно сдавать контрольную работу. Это хорошие в целом навыки и в общем то тоже нужные, но не актуальные для мира в котором нужно проявлять смекалку и сообразительность; уметь жить в условиях неопределённости и решать в один период времени множество разных задач. Нужна школа неожиданного вопроса и свободных размышлений, научных сомнений и парадоксальных выводов, собственных умозаключений и активных обсуждений. Иными словами, нужна школа учения на интересе, на личном вопросе и личном ответе, в которой обучение и интерес объединяются в общее детско- взрослое пространство мысли и деятельности. Тогда только последующее обучение в вузе становится для начинающего студента продолжением непрекращающегося познавательного поиска и, конечно, такой студент точно попадёт в категорию тех, о которых говорят, что он «учится с интересом». Но так ведь не всегда и большая часть моих студентов не имеет опыта продолжительного получения удовольствия от учебных усилий. Скорее наоборот и поэтому они всячески пытаются избегать интеллектуального напряжения, но это не означает, что они не хотят учиться.
Я вообще не знаю студентов, которые не хотят учиться, но я знаю много студентов, которые хотят учиться иначе, без мотива страха контрольной работы и тревожного ожидания опроса. Они ждут, когда мы, преподаватели, научимся не только читать им лекции, но поймём какое значение для студентов имеет научный диалог, возможность свободного размышления и собственных научных открытий; когда мы поймём, что оценивание выполнения самостоятельной работы не может быть важнее того, что студент понял в процессе его выполнения и какие выводы он сделал; когда мы осознаем тот факт, что наука не начинается и не завершается в учебной лаборатории, что наука — это часть нашей повседневности и тогда станет ясен главный смысл деятельности преподавателя — учить жизни и пониманию ее научного содержания. Наука — это не нечто обособленное, этакое надстроечное образование культуры. Наука — это система координат для мысли, которые мы приобретаем когда учимся, а поскольку учимся разному и очень по-своему, то и данные в этой системе у каждого очень индивидуальные. Преподаватель помогает строить соответствующие базовые научные ориентиры, он показывает путь и ведёт по нему студента, но вот именно в том какой путь он выбирает и как проходит его вместе со своими студентами и состоит искусство делать каждую встречу со студентами такой, чтобы порождать и поддерживать в них научное любопытство и желание учиться.
Нет студентов, которые не хотят учиться, но есть учебный процесс, в котором им не интересно…