Кто станет лидером XXI века?

Задача современного образования – помочь личности развить надёжный внутренний стержень и навыки целеполагания, чтобы найти свой собственный путь во всё более неопределённом, непостоянном и усложняющемся мире.

Оканчивая школу, ребёнок должен уметь собирать вместе группу людей и вести её к определённой цели.

Сегодня развитие лидерства слишком сфокусировано на личности и стало чрезмерно элитарным. Наш мир поразила эпидемия лидероманий, и кажется, что каждый поставил перед собой цель любой ценой стать лидером. Немудрено, что в этой гонке за лидерством и успехом мы теряем сам смысл существования. Классик социологии Роберт Мертон говорил, что если главным критерием успеха у общества считается богатство, то его ожидают преступность, наркомания и прочие неприглядные спутники. Здесь нет места смыслам.

Современный лидер – это создатель социальных миров, где люди могут жить достойно. Он должен обладать особым порогом чувствительности к социальному, культурному и личностному разнообразию. Подлинный герой нашего времени – творец смыслов, он всегда учитывает интересы окружающих и нацелен на кооперацию.

Сейчас миру нужны люди с более комплексным мышлением, под это требование меняется набор необходимых лидеру навыков. В их число теперь входят адаптивность, самосознание, преодоление границ, сотрудничество, «сетевое» мышление.

Вызов сегодняшнего дня уже касается не только лидерства (определения того, каким должно быть «хорошее» лидерство), но развития в целом, процесса формирования «больших» умов.

Существуют два различных типа развития – горизонтальное и вертикальное. До сих пор основное внимание уделялось «горизонтальному» развитию (компетенциям), и лишь немного – «вертикальному» (этапы развития). Методы горизонтального и вертикального развития различны между собой. Горизонтальное развитие может передаваться от педагога к ученику, а вертикального развития нужно достичь самостоятельно, что означает переход ответственности за собственное развитие непосредственно к человеку.

Дети развиваются быстрее, когда чувствуют ответственность за собственный прогресс. Текущая модель заставляет учащихся верить в то, что кто-то другой несёт ответственность за их развитие – учитель, школа, система образования. Наша задача – помочь ученикам пересесть с пассажирского места на водительское в автомобиле их развития.

С лидерства индивидуального фокус переходит на лидерство коллективное.

Происходит переход от старой парадигмы, в которой лидерство основывалось на человеке или должности, к новой, где оно является коллективным процессом, распространяющимся на множество людей.

Вопрос изменился с «Кто такие лидеры?» на «Какие условия требуются процветающему коллективному лидерству? Как нам распространить потенциал на всю образовательную организацию и демократизировать лидерство?»

Не существует простых моделей, методик или программ, достаточных для развития коллективного лидерства на том уровне, которого требует усложняющееся будущее. Назрел переход к стремительным инновациям: образовательные организации должны экспериментировать с новыми подходами, нестандартно сочетая различные идеи, и делясь результатами с другими. Технологии и всемирная сеть стали подходящей инфраструктурой и хорошим двигателем для таких изменений. Образовательные организации, способные впитать в себя эти изменения, добьются большего успеха, чем те, кто сопротивляется процессу.

Социальные психологи давно выяснили, что чувство автономности (личной ответственности) является важным фактором внутренней мотивации для людей. Если совместить его с опытом развития, то можно существенно повысить мотивацию к продолжению последнего. И, наконец, чем больше людей переходят с уровня социализированного сознания на уровень самоуправляемого сознания, тем сильнее будет естественная мотивация к ответственности за своё собственное развитие у отдельно взятого человека.

Конечно же, не всё можно организовать и реализовать самостоятельно, и роль профессионалов в области обучения и развития в образовательных организациях пока остаётся очень важной.

Из этого следует простой вывод: необходимо начать учить педагогов новому диапазону компетенций с акцентом на навыках сотрудничества и влияния.


Тэги

Лях

Юлия Анатольевна — 

доктор педагогических наук,  доцент,

член Международной Ассоциации профессиональных коучей ICM
 (Institute of Consulting and Management// Институт Консалтинга и Управления, Высшая Школа Коучинга).