Продолжение истории школьной травли. Рассказ мамы пятиклассника о её попытках защиты своего ребёнка.
Хотя первый разговор с классным руководителем Дарьей Александровной прошел не так, как мне хотелось, мы договорились, что она побеседует с детьми и мы вместе будем «держать руку на пульсе» – созваниваться, переписываться, если поведение детей не изменится. После разговора с учителем я решила, что все сложности в общении вызывает чрезмерно высокая ранимость Лёши.
Погрузилась в сеть, нашла платные тренинги по коммуникации для детей, кучу рекомендаций по записи ребенка на борьбу и боевые искусства: вот прямо в школу мальчику без этого никак нельзя: иначе травля, побои, унижения. Много рекомендаций было про мужественный образ отца: именно отец, по мнению авторов, должен демонстрировать физическую и духовную силу и заражать ею сына. Эта история была не про нас, муж никогда в своей жизни не дрался и считал, что важно уважать чужое мнение, даже если оно не совпадает с твоим. Тем не менее, именно муж, как-то сумел разговорить Алексея и прояснить ситуацию. А ситуация оказалось, прямо скажем, неприятная.
В пятом классе Миша, выросший за лето на полголовы, стал постоянно задевать Лешу, сбрасывать его вещи с парты, проходя мимо пинать или толкать, радостно хохотать вместе со своими друзьями. Друзья у Миши в классе были: Антон и Тимур. Плохо было то, что за короткое время прозвище данное Леше Мишей «малыш» прижилось у одноклассников. И даже когда, однажды, Дарья Александровна, случайно услышав прозвище, спросила у ребят: «Что за прозвище? Зачем?». Миша уверенно аргументировал: «Ну посмотрите, Дарья Александровна, Леша самый невысокий из класса, мы ему помогать хотим».
Самое обидное было то, что те дети, которые раньше нормально общались с Лешей, стали обходить его стороной, Леша стал не то чтобы изгоем, но общаться с ним стало позором. Я видела совершенно четкую причину всех неприятных изменений и переживаний – Миша, ведь именно он зачинщик травли. И я позвонила его родителям. Мама Миши, поняв тему разговора, передала трубку мужу. Он был конкретен: «Воспитывайте своего сына лучше, чтобы мог сам решать свои проблемы, не «через маму и папу». А на следующей день Миша оторвался: заливаясь смехом рассказывал всему классу, как мама Леши умоляла не обижать маленького мальчика Лешеньку, предлагал спеть колыбельную и проводить до дома. Многие смеялись. Леша заплакал. Это был мой крупный педагогический провал.
А как родителю поступить в случае буллинга правильно?
Отвечает Лариса Викторовна Носова, психолог, медиатор, член Российской арт-терапевтической ассоциации, старший преподаватель кафедры педагогических технологий института непрерывного образования МГПУ.
В ситуации травли есть зачинщик (буллер), «жертва» и наблюдатели. Наблюдатели могут не вмешиваться, а иногда могут и присоединяться к буллеру: им тоже страшно, а вдруг травля перекинется и на них. Исследования показывают, что наблюдатели тоже страдают: это сказывается на их последующей жизненном опыте, они чаще нуждаются в психологическом сопровождении.
К сожалению, обращение к семье зачинщика травли, часто не срабатывает. Обычно отношения в таких семьях не конструктивны, родители сами могут обладать властным характером, не уважать потребности других, в том числе и близких, людей. В такой ситуации сложно ожидать понимания и адекватного воспитательного воздействия со стороны семьи: модель поведения буллера поддерживается, является нормой для семьи. Возможен и другой вариант: в семье буллер также является агрессором, и родители также страдают и не в состоянии повлиять на ситуацию.
Думаю, что обращение к семьям участников травли оптимально осуществлять через специалистов школы: классного руководителя, социального педагога. Бывает полезно информирование родителей о произошедших фактах, а также о юридической ответственности за ситуации буллинга. К примеру, если буллеру еще нет 14 лет – ответственность несут его родители: статья 5.35. КоАП РФ: «Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних». Есть и другие статьи, предусматривающие наказание за порчу имущества или нанесение телесных повреждений.
Ситуация буллинга всегда очень тяжело переживается «жертвой». Могут возникать и неадекватные эмоциональные и поведенческие реакции в «безобидных» ситуациях. К примеру, ребенок начинает драться и вести себя агрессивно в ответ на подшучивание со стороны одноклассников. Выхватывая отдельный эпизод и не видя ситуации в целом, легко можно сделать неверные выводы о причинах поведения жертвы. В нашем случае, к счастью для Алеши, у него любящие и понимающие родители. Находясь в семейной системе, где обеспечивается поддержка и поддерживается безопасность, ребенку легче перенести трудный опыт, который он переживает вовне.
Современному родителю нужно учиться и слышать своих детей, и прислушиваться ко мнению специалистов, сотрудничать с ними, как это не банально звучит.
В случае буллинга современный подход к пониманию в следующем:
– жертва не виновата (и это не обсуждается),
– болен коллектив (сообщество), в котором происходит травля.
Только прекращение поиска изъянов в жертве и работа с коллективом гарантирует устойчивые результаты и формирование ценностей, которые никогда не позволили бы человеку унижать другого.
На мой взгляд, самый короткий путь к победе над буллингом лежит через признание его наличия и привлечение всего детско-взрослого сообщества для пресечения травли. Диалог со школой необходим.
Ознакомиться с другими статьями вы можете на нашем Дзен-канале.
Если у вас остались вопросы, не стесняйтесь задавать вопросы в комментариях!