Top.Mail.Ru

От детских кружков – к детским технопаркам

 Среди целей и задач образовательной политики всего мирового сообщества наиболее важной является использование интеллектуального потенциала личности, подготовка человека, способного интегрироваться в современный высокотехнологичный мир знаний и информации.

Реализация идеи «образовательного детского технопарка» органично вписывается в данную стратегическую образовательную матрицу. Модель «образовательного детского технопарка» разработана по заказу и при участии Фонда инфраструктурных и образовательных программ, входящего в Группу РОСНАНО. Специалисты Фонда приняли активное участие как в создании материалов модели ОДТ, так и в ее экспертной оценке.

Настоящий проект направлен на разработку решений для дополнительного естественнонаучного образования детей, в том числе, образовательных программ дополнительного образования детей и новых моделей организации проектной и исследовательской деятельности учащихся в образовательных технопарках открытого типа (доступного для разных возрастных категорий населения), на обновление образовательного контента в области естествознания и изучение основ нанотехнологий в разновозрастных группах, что в итоге является  важным в плане вовлечения учащейся молодежи и взрослого населения в инновационные процессы и формирование понимания особенностей использования технологий.

С некоторыми из идей данной модели мы предлагаем познакомиться. В предлагаемой модели образовательного детского технопарка предлагаются нестандартные, оригинальные формы работы, в том числе с использованием технологий игрофикации (геймификации, использования игровых технологий в неигровых процессах) и деятельностного подхода, а также реализация проектов в игровой форме, особенно для проектантов младшего возраста.

Главной организационной особенностью является проектный режим работы, при котором обучающийся работает в небольшой команде сверстников из разных образовательных организаций над конкретной задачей – проектом в оснащенных лабораториях, а основополагающим принципом деятельности – сетевое взаимодействие образовательных организаций (общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования, профессиональных образовательных организаций). Каждый ребенок обязан исполнить свои задачи в проекте в течение 36-42 часов непосредственного контакта с командой и руководителем проекта, а также пройти через открытое публичное обсуждение своей работы в присутствии экспертов и родителей (защита проекта). В течение года каждый ребенок выстраивает свою индивидуальную цепочку проектов и может пробовать разные направления. Важным этапом являются конкурсы и соревнования разных уровней (инженерные «марафоны», соревнования нейроуправляемых конструкций, соревнования разработчиков компьютерных игр и др.), в которых приобретается опыт конкурентоспособности.

Резюмируя, обозначим, что проектная деятельность в образовательном пространстве ОДТ предусматривает ограничение срока выполнения проекта, смену направлений, обязательную публичную защиту, что позволяет адаптировать школьника к будущей работе в реальных условиях, когда от него потребуются: умение укладываться в жесткие сроки, умение выступать, представлять и защищать результаты своего труда, отстаивать свою точку зрения, а также готовность к смене темы после выполнения очередного проекта, использование рефлексивного подхода (навыки адекватной самооценки) при определении позиции обучающихся по итогам защиты проекта.

Принцип игры в «фабрику будущего» должен быть скомбинирован с системой микропроектов, в ходе которых у ребенка есть как минимум несколько способов решения задачи, один из которых должен быть нетривиальным и играть роль маркера способностей ребенка. Совокупность маркеров, заложенная в комплексе, должна позволять любому педагогу определять рейтинг обучающегося по универсальной шкале креативности.

Массовый охват детей регулярными занятиями и мероприятиями, направленными на выявление способностей и стимулирование роста творческого потенциала каждого ребенка, как можно более раннее начало занятий, как минимум, на уровне начального общего образования для эффективного выявления одаренностей в техносфере – еще одна из особенностей модели ОДТ. Таким образом, поэтапно это может выглядеть так: обучение детей 1-4 классов начальному моделированию; опыт разработки сложных проектов и подготовки к федеральным конкурсам в 5-10 классах; опыт освоения дизайна, 3D-печати и работе на станках с ЧПУ в ЦМИТ в 6-11 классах.

В русле проектно-командного подхода могут создаваться интеграционные команды, образующие синергетические связи с представителями нетехнических направлений (с проектантами в сфере медиатехнологии, филологии и иностранных языков, с изучающими основы экономики, предпринимательства, юриспруденции и т.д.). Синергетический подход (совместная работа над крупными проектами проектантов из лабораторий микроэлектроники, цифрового производства, информационных технологий, робототехники, обмен опытом и идеями между командами, работающими над близкими по тематике проектами) является основополагающим условием межпредметной интеграции и формирования метапредметных компетенций.

Для стимулирования деятельности команд, побуждения их участников к соревновательной активности, пробуждения командного духа, поддержания чистоты и порядка в ходе проведения всех этапов проекта предлагается система игровых очков. Система начисления и использования игровых очков обеспечивает постоянную, измеримую обратную связь для участников групп, обеспечивающую возможность динамичной корректировки поведения проектантов и, как следствие, быстрое освоение требований оценки результатов работы, правил поведения и особенностей работы в каждой лаборатории/отделении модели. Это способствует созданию у проектантов ощущения сопричастности, вклада в общее дело, интереса к достижению целей проектной деятельности. Система игровых очков является в этом смысле максимально гибкой и объективной, непредвзятой и легко реализуемой.

Авторами предлагается также идея «доски почета». Суть метода состоит в том, что на каждом занятии в группе педагогом выделяются 1-2 наиболее отличившихся проектанта (по итогам оценки результатов их работы, поведения, помощи другим участникам команды, поведения, чистоты на рабочем месте), и их фотографии, сделанные на этом же занятии в присутствии участников команды, размещаются на стилизованной доске почета при входе. Время существования такого наглядного поощрения – одни сутки, каждый день лидеры оцениваются заново, при этом не исключено появление постоянного лидера группы, что является высоким показателем с учетом динамического характера оценки.

В рамках апробации модели образовательного детского технопарка в ДДТ «Юность» (г. Миасс) достигнуты убедительные результаты применения комплексного подхода к работе с родителями, предусмотренного в модели образовательного детского технопарка. Для этого используются различные методы и формы работы, чтобы как можно больше детей и взрослых познакомились с техническими направлениями. Кроме учебных занятий, организуются и успешно проводятся мастер-классы, мини-курсы, курсы, дни открытых дверей, демонстрационные дни. Связка «ребенок-родитель» стимулирует дополнительный интерес ребенка к данным направлениям технопарка. У родителей появляется возможность самим поучаствовать в процессе занятия, увидеть успехи своего ребенка благодаря наличию календаря мероприятий.

Более подробно с содержанием модели образовательного детского технопарка можно ознакомиться на сайте института непрерывного образования ГАОУ ВО МГПУ.