Top.Mail.Ru

Что делать если школьник потерял интерес к проекту?

В институте непрерывного образования МГПУ с 15 по 30 ноября прошли несколько вебинаров, участники которых обсуждали вопросы организации проектной деятельности школьников. Педагоги, представители науки и организаторы образования обсуждали современные педагогические решения, связанные с поиском наиболее эффективных решений в области развития проектных компетенций школьников. Предметом обсуждения стали результаты совместного проекта Фонда инфраструктурных и образовательных программ, входящего в Группу РОСНАНО и МГПУ по разработке модели «образовательного детского технопарка» . Настоящий проект направлен на разработку решений для дополнительного естественнонаучного образования детей, в том числе, образовательных программ дополнительного образования детей и новых моделей организации проектной и исследовательской деятельности учащихся в образовательных технопарках открытого типа (доступного для разных возрастных категорий населения), на обновление образовательного контента в области естествознания и изучение основ нанотехнологий в разновозрастных группах, что в итоге является важным в плане вовлечения учащейся молодежи и взрослого населения в инновационные процессы и формирование понимания особенностей использования технологий.

Обсуждаемая модель предлагает комплексное решение для изменения всей деятельности организации дополнительного образования детей на проектных основаниях и позволяет эффективно решать вопросы устойчивой мотивации школьников к проектной деятельности. В ходе обсуждений участники указали на тот факт, что основной причиной снижения интересуя школьников к проектной деятельности является преимущественная ориентация на продукт проекта, при недооценке значимости процесса, который приводит к таким результатам. Поощрение одних только результатов негативно сказывается на внутренней мотивации школьников, в том числе – установке на рост, развитие мастерства, на самообразование. Обучение идет трудно, неравномерно и поэтому отсутствие внимания и поддержки в этот период подрывает творческий настрой школьника и готовность работать над проектом.

Решение задачи нацеливания педагога на качественный результат и высокий уровень проектов требует комплексного подхода, считают разработчики модели, и при этом рекомендуют использовать ряд методик и мер, которые успели успешно зарекомендовать себя в ходе апробации модели. Одним из наиболее эффективных методов является введение в образовательный процесс ОДТ обязательной процедуры – публичной защиты участниками проектных групп результатов своей работы (далее «защита проекта») согласно определенному набору правил:

  • защита проекта является обязательной для всех участников проектной группы, официальный документ об успешном завершении проектантом проектной деятельности выдается только по факту его личного участия в защите проекта и выступления с демонстрацией результатов;
  •  в рамках выступления на защите проекта большее время уделяется демонстрации полученных результатов с указанием личного вклада каждого участника проектной группы в них;
  • в ходе защиты проекта руководитель участвует пассивно, участники проектной группы предоставляют результаты своей работы самостоятельно. В равной степени это относится и к демонстрации результатов и объемов работы;
  • на защите проекта в обязательном порядке присутствуют внешние эксперты, которые принимают активное участие: задают вопросы участникам проектной группы, оценивают полученный ими результат, высказывают свое мнение;
  • на защите проекта рекомендуется присутствие представителей СМИ;
  • в ходе защиты проекта вопросы участникам проектной группы разрешено задавать не только присутствующим экспертам и педагогам, но и гостям мероприятия, а также участникам других проектных групп.

Следующим методом ориентирования педагога на качественный результат проектной деятельности и высокий уровень проекта является регулярное проведение тематических педагогических советов. В ходе таких педагогических советов необходимо проводить рассмотрение успешных и неуспешных защит проектов, выявлять «рецепты» по повторению первых и меры по снижению частоты (исключению) последних.

Помимо опыта защит проектов хорошим стимулирующим фактором для обеспечения высокого качества проектной деятельности и повышения уровня проектов является электронная таблица достижений проектантов. Она в срезе временной шкалы показывает, ученики какого педагога получили те или иные призовые места на конкурсах, олимпиадах, соревнованиях и т.п. Такая таблица позволяет задавать планки уровня проектов и производить мониторинг интенсивности их достижения, стимулировать педагогов к активизации конкурсной (соревновательной) деятельности, к поднятию уровня проектов, к пересмотру приоритетных направлений проектной деятельности.

Перечисленные педагогические методы могут успешно реализовываться в любой образовательной организации. Более подробно с содержанием рекомендаций можно ознакомиться на сайте института непрерывного образования ГАОУ ВО МГПУ.

 

Шалашова М.М., Врублевская Е.Г.