21 — 22 апреля в Институте непрерывного образования состоялась IV Международная конференция «Непрерывное образование в контексте Будущего». Более 1400 человек из 20 стран мира зарегистрировались для участия в обсуждении вопросов трансформации непрерывного обучения в контексте экосистемного взгляда на новые грамотности.
Основными направлениями конференции стали:
Экосистемный подход в практике работы с новыми грамотностями.
В базовых докладах конференции подчеркивалось, что экосистемный подход позволяет углубить понимание роли тренда возникновения новых грамотностей в трансформации образования, их влияние на развитие непрерывного образования. В рамках конференции большое внимание было уделено рассмотрению мировых и российских исследований для обсуждения ориентиров для развития образовательных систем и практик.
Идея экосистемности и образ будущего непрерывного образования.
На конференции были представлены различные версии и концепты экосистемного подхода: культурно-средовой, антропологический, системомыследеятельностный подходы, а также концепт экосистемности, основанный на мировом опыте и методологии форсайта. Основная точка обсуждения была связана с различением системного и экосистемного взгляда. На этой основе были высказаны различные версии того, как меняется видение непрерывности образования.
Новые грамотности в экосистеме непрерывного образования. В этом контексте новые грамотности были рассмотрены с точки зрения того, как они должны быть взаимосвязаны в программах непрерывного образования, чтобы создавать целостные экосистемы знаний, навыков и компетенций, обеспечивающих качество жизни. Основное внимание конференции было сосредоточено на таких типах новых грамотностей, как грамотность в области здоровья, Futures-грамотность, технологическая и техническая, финансовая, правовая, экологическая, медиаграмотность, цифровая грамотности.
.
В приветственном выступлении ректор МГПУ Игорь Реморенко напомнил, как еще относительно недавно, в 1919 году, звучала задача по ликвидации безграмотности:
Все население Республики в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющее читать или писать, обязано обучаться грамоте на родном или русском языке, по желанию.
Сегодня современному человеку, чтобы считаться грамотным, недостаточно умения читать и писать: исходя из недавних исследований ВШЭ и МГПУ насчитывается более 50 навыков и умений, составляющих современную грамотность.
Игорь Реморенко предложил участникам конференции 3 вопроса, определяющих сущность “новых грамотностей”:
Нужны ли “грамотности” в непрерывном образовании или они – предмет конкуренции?
Как связана постановка целей преподавания и выбранная технология обучения?
Должны ли мы и каким образом “технологизировать” цифровые технологии?.
Может ли современная модель образования эффективно формировать «новые грамотности», как она должна трансформироваться? Образовательная модель, удовлетворяющая требованиям 21 века, должна развиваться в направлении персонализации, вариативности, обновления технологий и содержания. Происходит постепенный уход от иерархичного управления к системе сетевой и партнерской коллаборации.
Международный опыт успешных экосистемных решений в образовании в своем докладе проанализировал проректор МГПУ Кирилл Баранников. Было подчеркнуто, что экосистемный подход меняет не только содержание и методы работы, но и в целом ключевые организационно-управленческие модели и институциональные основания образовательных систем.
Культурно-средовой и антропологический подходы, по мнению главного научного сотрудника Института философии РАН Вадима Розина, позволяют рассматривать современные изменения жизни общества, как взаимосвязанные процессы одной экосистемы:
Экосистемный подход в образовании объединяет идеи средового и культурологического подходов, но не только. В экосистемном подходе сходятся: требование продуманного, опосредованного знаниями реальных изменений управления, учет объемлющих систем и деятельности человека, понимание того, что объекты управления не инертные объекты, а сложные органичные системы, находящиеся во взаимодействии, что эти системы включают в себя активных индивидов и личности, имеющих собственную историю..
Вопрос о специфике экосистемного подхода был актуализирован на основе доклада Максима Осовского о системомыследеятельностном подходе (СМД методология), который задает основания для построения моделей компетентностей как типов мышления и деятельности. Вопрос о соотношение систем современных компетентностей и тренда возникновения «новых грамотностей» является одним из вопросов обсуждений в будущих конференциях.
Проблематика «новых грамотностей» и смысл построения образовательных экосистем в регионе обсуждалась в докладе заместителя проректора ТГУ Елены Сухановой на материале программ развития университетского образования города Томска.
Работа в области изучения «новых грамотностей» породила разнообразные экспериментальные практики в образовании. Доктор Рокко Сколоцци из Университета Тренто (Италия) на примере futures-грамотности показал, как экосистемный подход определяет взаимовлияние и связь «новых грамотностей», а именно как один тип грамотности выступает в качестве «моста» между грамотностями в образовательных проектах. На концептуальном уровне и на примере нескольких кейсов была представлена практика университета Тренто в области изучения экосистемного подхода к futures-грамотности на основе методологии системного мышления и форсайт-методологии.
Связь концепта экосистемности Smart City и возникновения «новых грамотностей», роль futures-грамотности как конфигуратора в поле «новых грамотностей» рассмотрена в докладе и мастер-классе Татьяны Якубовской (Региональный профессиональный колледж TREDU, Финляндия, Томский государственный университет). Опыт экосистемного подхода профессиональном образовании, связанный с особенностями региона Smart City (Тампере, Финляндия), был представлен директором Департамента экспорта образования Регионального профессионального колледжа TREDU. Хелена Коскинен: «Колледж является одним из субъектов в региональной экосистеме Умного Города, полноправным участником стратегической программы «Smart Tampere».
Анна Елашкина, руководитель Школы предпринимательства группы компаний «ТехноСпарк», в ходе своего мастер-класса рассмотрела понятие экосистемности сквозь идеи плотности предпринимательской среды, диагностических бизнес-игр и других разработок компании.
Московский городской университет осуществляет экосистемный подход к формированию системы непрерывного образования. Опыт построения партнерской сети и использования городской среды в целях изменения содержания и персонализации образования был представлен директором Института непрерывного образования МГПУ Мариной Шалашовой, а также в докладе Андрея Терова, посвященном проекту “Серебрянный университет”.
Возможности экосистемного подхода для формирования новых идей и эффективной трансформации непрерывного образования были предложены в докладе Геннадия Блинова, которые формируют «мостик» в программные линии дальнейших исследований в области «новых грамотностей».
В ходе работы секций, мастер-классов, переговорных площадок, итогового пленума было предложено продолжить углубленное рассмотрение проблематики экосистемности в образовании, построения версий дидактики «новых грамотностей», ключевых изменений в институциональной системе непрерывного образования, глубинных трансформации целевых и ценностных ориентиров непрерывного образования. Таким образом, четвертая конференция стала лабораторией новых смыслов и программных направлений, которые найдут отражение в последующих конференциях.
По итогам конференции издан сборник научных статей IV Международная научно-практическая конференция «Непрерывное образование в контексте Будущего».