НАНОБИОТЕХ: НАУЧНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ПРОГРАММА ПАРКА «ЗАРЯДЬЕ»

В минувшее воскресенье 20 мая в Парке «Зарядье» экспертному и педагогическому сообществу г. Москвы была представлена научно-просветительская программа «Нанобиотех» для школьников, подготовленная при поддержке Фонда инфраструктурных и образовательных программ (РОСНАНО). Программа состоит из 12 уникальных модулей от 2 до 8 часов. В течение года учащиеся школ смогут получать дополнительные знания в различных областях биологии — микробиологии и биотехнологии с элементами нанотехнологий, ботанике, физиологии и экологии растений, фармакогнозии, биохимии, проектировании замкнутых систем жизнеобеспечения для космоса.

Задача юных участников программы не только познакомиться со спектром проблем, стоящих на острие современной биологической науки и биотехнологического производства. Ребятам предстоит стать исследователями, конструкторами и инженерами-проектировщиками и приобрести личный опыт научных исследований и предпрофессиональных проб. Воплотить знания о процессах роста и развития растений, биоиндикации, микробиологического синтеза, полученные в ходе программы в собственных проектах.

По замыслу авторов, в основе научно-просветительских программ, подготовленных при поддержке Фонда инфраструктурных и образовательных программ (РОСНАНО), лежит модульный принцип, который дает возможность подросткам и старшеклассникам работать с учебными ситуациями комплексно, в том числе знакомиться с теорией, решать задачи междисциплинарного характера и одновременно с этим проводить прикладные исследования.

В процессе освоения модулей программы, слушатели познакомятся с особенностями деятельности ученых-исследователей и технологов, работающих в различных областях биологии: биотехнологии, фармакологии, нанобиотехнологии, при этом работа со школьниками будет направлена на формирование культуры исследовательской и проектной деятельности.

Программы ориентированы «под возраст». Ребята младшего школьного возраста станут виртуальными путешественниками и откроют тайны роста растений, узнают, чем отличаются растения из разных природных зон, узнают о необыкновенных свойствах почвы.

Ребята постарше разберутся в природе и свойствах фитонцидов, их влиянии на микроорганизмы и самостоятельно приготовят простейшие лекарственные формы с использованием веществ, выделенных из лекарственных растений. На карте Москвы появятся новые экотропы, основанные на экологических расследованиях школьников и их знаниях о растениях-биоиндикаторах, полученных в модуле «Профессионалы экологических расследований».
Юные проектировщики программы разработают модель собственной фабрики пищевых продуктов на основе микробиологического синтеза и создадут проект линии по производству йогуртов с растительными добавками.

Старшеклассники станут участниками предпрофессиональных проб. Во время работы в лабораториях школьники из 10-11 классов смогут самостоятельно спроектировать замкнутую систему жизнеобеспечения для космической программы, выделить натуральные растительные пигменты и заняться практической биофизикой — изучить влияние электромагнитных волн на процессы роста и развития растений в искусственных условиях.

Просветительские программы РОСНАНО с осени этого года будут постепенно вводиться в программу площадки научно-познавательного центра парка «Заповедное посольство».

Напомним, «Заповедное посольство» Парка «Зарядье» – уникальный научно-познавательный центр, аналогов которому нет в нашей стране. Для посетителей и участников программ в Парке открыты лаборатории, оснащенные современным специализированным оборудованием. Это и современные климатические установки для выращивания растений в искусственных условиях, термостаты и инкубаторы микроорганизмов, оптические микроскопы, приборы для проведения генетического анализа. Говоря о достоинствах программы, директор института непрерывного образования Московского городского педагогического университета доктор педагогических наук, профессор Марина Михайловна Шалашова подчеркнула важность совместной групповой работы школьников при освоении модулей, в постановке исследовательских задач при познании окружающего мира, изучения актуальных вопросов биологии в деятельностном подходе и проектном залоге. «Если бы мы и в школе давали возможность ребенку остановиться, осознать свой собственный интерес к предмету, задать исследовательский вопрос, а не старались дать ему готовый ответ, то у детей развивался бы интерес к химии, биологии и другим наукам, — отметила Марина Михайловна.

Несмотря на разнообразие форм и содержания программ дополнительного образования для детей в области биологии и биотехнологий, большинство из них не ориентированы на продуктивную «встречу высоких технологий и школьников», так как у каждого вида программ есть свое целевое предназначение. Поэтому в условиях современного образовательного и просветительского пространства, например, кванториумов и детских технопарков, кружков углубленного изучения предмета при вузах, необходимы программы нового поколения.

Модельная программа «Нанобиотех», разработанная при поддержке Фонда инфраструктурных и образовательных программ (группа РОСНАНО), создает для школьников все возможности работать над собственными проектами в логике R&D с использованием современного оборудования и может быть реализована в системе дополнительного образования детей, в том числе на базе Кванториумов, в крупных региональных и федеральных образовательных центрах, а также во время интенсивных летних школ.

В подготовке модельной научно-просветительской программы по биологии и биотехнологии с элементами нанотехнологий приняли участие специалисты и эксперты из РНИМУ им. Пирогова, эксперты и педагоги-апробаторы образовательной сети «Школьная лига РОСНАНО», специалисты и ученые Московского городского педагогического университета и их коллеги из Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, ведущие ученые Красноярского института биофизики СО РАН и Сибирского федерального университета. В апробации программы принимали участие ведущие педагоги и школьники московских школ. Все материалы и модули программы можно увидеть на порталах РНИМУ им. Пирогова, Парка «Зарядье», а также в медиатеке Школьной лиги РОСНАНО.