Top.Mail.Ru

Непрерывное образование в контексте Будущего

19 – 20 апреля состоялась Международная научно-практическая конференция «Непрерывное образование в контексте Будущего: экосистемный взгляд на педагогическую деятельность», организатором которой выступил институт непрерывного образования МГПУ. Конференция проходит уже пятый раз и успела привлечь постоянную аудиторию экспертов, исследователей и педагогов в области непрерывного образования. В это году, несмотря на геополитические сложности, конференция собрала более  900 участников из 13 стран: Армении, Англии, Израиля, Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана, Молдавии, Монголии, России, США, Узбекистана, Украины, Эстонии.

Основной задачей конференции стал поиск ответа на вопрос: каковы версии, модели и практики развития педагогического образования и педагогической деятельности для создания образовательной экосистемы знаний, навыков и компетенций, обеспечивающих качество жизни и деятельности в различных горизонтах будущего.

 

По уже сложившейся традиции открывал конференцию ректор МГПУ Игорь Реморенко. Он отметил, что выделение экосистемных характеристик является нетривиальной задачей, ведь с одной стороны, любая возможность кооперации людей с целью саморазвития запускает процесс создания экосистемы, а с другой – существуют вполне прагматичные требования рынка труда. Поэтому понимание того, как соотнести образовательные запросы с характеристиками образовательных программ крайне важно.

 

Определение экосистемы  дал в своем выступлении профессор ВШЭ Олег Прикот:

«Экосистема – сеть образовательных пространств, которые свободно пересекаются, междисциплинарные границы между ними размыты. Она саморегулируется, саморазвивается, свободно обменивается с окружением энергией и информацией, сохраняет информационно-энергетическую устойчивость, благодаря высокому уровню доверия к системе».

 

Потребность постоянной корректировки компетенций, вплоть до смены профессиональной траектории, прочно вошла в нашу жизнь. Это привело к росту  запроса на дополнительное профессиональное образование. Исследование рынка ДПО и тренды непрерывного образования представил руководитель лаборатории непрерывного образования ВШЭ Илья Коршунов. Спикер считает, что существенная доля рынка непрерывного образования приходится именно на вузы. Чтобы сохранить, а возможно и увеличить ее, важны правильные стратегия и управление.

 

Директор института образования ТГУ Елена Суханова представила 4 экосимтемных сценария совершенствования педагогических кадров, апробированных на базе университета, которые позволят сделать педагогическое образование современным и создать многообразие образовательных траекторий.

Ирина Стрелкова, заведующая кафедрой непрерывного образования РИПО (Беларусь) убеждена, что интеллектуальный капитал организации должен составлять не мене 40% от общего капитала. Поэтому особое место в продвижении организации должно отводиться бренду преподавателя.

 

Современным миром правят технологии. Они дают нам возможность сформировать принципиально новую реальность.

«Уровень технологического образования сегодня определяет уровень национальной и мировой экономики. Освоение и осознание применения новых технологий – средство решения глобальных проблем человечества», – считает эксперт института непрерывного образования МГПУ Дмитрий Махотин.

Экосистема технологического образования выходит за пределы школьного, формирует новый взгляд на цели и ценности  образования, позволяет создать разнообразие учебных программ и модулей, дает возможность совместного использования технологического оборудования и новых форм обучения.

Заведующая сетевой лаборатории futyre-грамотности ТГУ, эксперт Регионального колледжа TREDU и Министерства образования Финляндии Татьяна Якубовская обозначила дидактические рамки практики образования, ориентированного на будущее. Первым этапом стратегии развития являются технологические изменения, происходящие в обществе. На основе их анализа осуществляется планирование системы разделения труда и повестки действий, которые, в свою очередь, формируют заказ на изменение компетенций.

 

Так чему и как учиться в мире неопределенности? Доктор филологических наук Виктория Атлас (Espacio Ronda, Испания) считает, что постоянное, массивное и нефильтрованное поступление информации вынуждает нас изменить подход к обучению.

«Чтобы оперировать знаниями, мы, прежде всего, должны научиться работать с информацией. Собирать информацию и не делать на ее основании автоматических выводов, искать не ответы,  а вопросы».

 

Как формировать у детей компетенции, востребованные современной экономикой? Как подготовить педагогов, способных осуществить эту задачу? О необходимости изменения содержания и технологий образования на примере кейсов МГПУ рассказала директор института непрерывного образования Марина Шалашова.

 

Технологическая революция радикально изменила мир, но какими бы прорывными не были технологии, приоритетной задачей человека остается сохранение собственного здоровья.

«Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек, является необходимым условием для укрепления «общественного» здоровья»,

– утверждает директор института естествознания и спортивных технологий Александр Страдзе.

Отличительной чертой конференции стала серия мероприятий “Авторские форматы”, которые представляли опыт внедрение в практику теоретических идей, сформулированных в ходе конференции 2021 года.

В серию вошли мероприятия различных форматов, посвященные новым грамотностям в образовательной деятельности: коммуникативной, психологической, правовой, экологической, futures-грамотности и грамотности в области здоровья.

Второй день конференции был посвящен работе тематических секций по 12 стратегическим направлениям дальнейшего развития экосистемы непрерывного образования в контексте идеи будущего.

Выступления спикеров были сфокусированы на:

  • вызовах, проблемах, требованиях сложных и фронтирных задач в педагогической деятельности и педагогическом образовании, которые требуют экосистемного взгляда на проблемные ситуации и освоения возможностей экосистемного подхода,
  • дидактических рамках, определяющих соответствующие изменения в организации педагогической деятельности и педагогического образования,
  • примерах из кейсов и  конструктивных вариантах.

Обобщение результатов работы конференции состоялось в ходе итогового пленарного заседания. Был проведен анализ перспективных моделей и практик в педагогическом образовании и педагогической деятельности, намечены тематики и задачи конференции 2023 года.