Top.Mail.Ru

Педагогический дизайн в образовании: профессиональные пробы и опыт работы

21- 22 марта институт непрерывного образования МГПУ провел двухдневный вебинарный дискурс “Педагогический дизайн: от проб к опыту”.

Педагогический дизайн – это новый инструмент разработки материалов с использованием цифровых ресурсов и процедур проектирования современного учебного занятия. Новая цель образования изменила структуру урока и создала возможность использовать педагогический дизайн в образовательном процессе, благодаря которому создается образовательная среда.

Преподаватели и эксперты в области педагогического дизайна рассказали:

  • что такое педагогический дизайн с позиции профессиональных проб и опытных педагогов;
  • как взаимосвязаны между собой педагогический дизайн и учебное проектирование в конкретных методических разработках педагогов;
  • как педагогический дизайн обеспечивает технологизацию учебного занятия;
  • какие методические алгоритмы возможны в педагогическом дизайне;
  • какие компетенции, способности отличают педагогического дизайнера и в какой сфере образования востребован педагогический дизайнер, с позиции экспертов от образования;
  • экспертное мнение: почему педагогический дизайнер наиболее востребован сегодня в дополнительном образовании?

В роли модератора дискурса выступила Наталья Шевченко, кандидат педагогических наук, доцент, МГПУ. В своем выступлении Наталья Ивановна рассказала о задачах педагогического дизайна, компетенция педагогических дизайнеров и опыте МГПУ по подготовке специалистов в данной области на магистерской программе “Педагогический дизайн дополнительного образования естественнонаучной и технической направленности”. Магистранты программы ходе демонстрации профессиональных проб представили представили свои проекты, выполненные с использованием различных моделей педагогического дизайна:

  • Анна Каверина – “Развивающие занятия для младших школьников в рамках занятия “Рисуем курочку Рябу”
  • Надежда Титова – “Основы работы в электронных таблицах Google sheets”
  • Ольга Косенкова – “От ботаники к бумажной флористике”
  • Светлана Лаптева  – “Разработка занятий для курса по техническому творчеству модель ADDI”
  • Светлана Перминова  -“Сборка и программирование модели “Растения и опылители” Модель SAM”
  • Екатерин Клюй – “Дизайн образовательной среды в лаборатории раннего инженерного образования”

Старший методист Дворца творчества детей и молодежи имени А.П.Гайдара Алексей  Павлищев  рассказал о разработке и осуществление курса организации проектной деятельности для педагогов на основе модели педагогического дизайна. успешными практиками, реализуемыми ДТДиМ поделились педагоги дополнительного образования:

Марина Рева  – Опыт включения экологического модуля в программу по подготовке детей к школе,

Инесса Замятина   – Мотивация обучающихся изостудии «Росинка» в рамках проекта «Уроки доброты» (для пациентов и сотрудников хосписа),

Вероника Гаврилова  – Педагогический дизайн в обучении иностранным языкам на примере программы «EnjoyEnglish». Лайфхаки мотивации,

Варвара Хоменкер – Использование таксономии Б. Блума в проектировании программ дополнительного образования,

Александр Никитин  – Педагогический дизайн программ ДО инструментального исполнительства.

Во второй день встречи  состоялся круглый стол, в ходе которого эксперты провели анализ представленных практик, обсудили новые решения, продуктивность и перспективы педагогического дизайна в дополнительном и общем образовании.

Наталия Шевелёва,

кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой педагогических технологий непрерывного образования института непрерывного образования МГПУ

Есть опыт реализации модели педагогического дизайна в области реализации образовательных программ и занятий, хотелось бы видеть его использование в области проектирования образовательной среды. Столичное образование в последнее время продвинулось в этом направлении, есть много интересных проектов. На мой взгляд, лакуной педагогического дизайна, требующей отдельной проработки, является оценка результативности.

 Елена Молчанова,

заместитель директора  ДТДиМ имени А.П. Гайдара

Мы во Дворце творчества детей и молодежи имени А.П.Гайдара активно применяем педагогический дизайн. Это позволяет обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку в рамках одной программы, перейти к субъект-субъектным отношениям педагога и обучающегося.

 Андрей Бакурадзе,

доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой истории, философии, литературы и непрерывного казачьего образования Московского государственного  университета технологий и управления им. К. Г. Разумовского

Педагогический дизайн позволяет получить принципиально иные результаты, но необходимо его массовое внедрение. Требуется массированная подготовка магистрантов и  педагогов в рамках повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Это требует существенных ресурсов и вложений.