Top.Mail.Ru

Непрерывное образование: эффективные практики и перспективы развития

II международная научно-практическая конференция “Непрерывное образование: эффективные практики и перспективы развития”  (Работа с Будущим в контексте непрерывного образования) прошла в МГПУ 18,19 апреля.

Каким должно быть образование, отвечающее на вызовы VUCA мира? Что побуждает людей учиться в течении всей жизни? Возможно, это желание продвигаться по карьерной лестнице или  страх потерять работу, а может быть это просто стремление к самосовершенствованию и нежелание останавливаться на достигнутом. Почему непрерывное образование стало трендом современности? Участники конференции попытались найти ответы на ключевые вопросы.

Во время приветствия ректор МГПУ  Игорь Реморенко отметил изменения, которые произошли в современном образовании в последнее время. Действительно, еще 10 лет назад нельзя было представить , что дети будут посещать парки профессий, а пожилые люди вернутся за парты.

Современная реальность –  мир, где нет стабильности и  определенности, где технологии непрерывно усложняются. Что может привести общество к процветанию? Павел Лукша, профессор практики Московской школы управления СКОЛКОВО, утверждает,  что переход к непрерывному образованию для Будущего – это в первую очередь сдвиг мышления:

  • Осознание неизбежности жизни в  условиях сложного неопределенного мира – и готовность жить в режиме образования на протяжении всей жизни.
  • Понимание, что образование – это не только профессиональная подготовкаа целостное развитие во всех сферах жизни
  • Неразрывная связь образования и здоровья / благополучия
  • Качество самого процесса научения и связанные с ним переживания (радостьлюбовьдоверие, принятие) вновь оказываются в центре образовательного процесса
  • Критичность личной инициативы, «умения выбирать» и умения «учиться учиться» (метапознание)
  • Субъектность как точка перехода!

Уже сейчас обучение опаздывает и не отвечает потребностям общества, развитию технологий и рынка труда. Обучение компетенциям, по мнению профессора МГПУ Натальи Жадько,  это работа с Будущим. Именно набор компетенций должен придти на смену профессиям.

В то время как население планеты стремительно стареет, особенно актуально звучит тема девальвации возраста, которую затронул Вячеслав Погребенский,  Президент-Директор MMIinternational- Международного проектного  института (Израиль), ведь дело не в самом возрасте, а в отношении к нему. Это подтвердило выступление директора института непрерывного образования МГПУ Марины Шалашовой, которая рассказала о результатах реализации проекта “Московский серебряный университет”, благодаря которому москвичи пенсионного возраста получили не только возможность пройти обучение  для души, но и получить новую профессию.

Очевидно, что сейчас требуется изменение методов работы в образовании. Татьяна Якубовская, координатор программы сравнительных исследований в области Future-oriented education Университета Тампере (Финляндия), рассказала о том, как futuire-грамотность становится основой непрерывного образования во всем мире, на примере образовательной системы Финляндии. На основании исследований, проводимых в Финляндии на протяжении последних двух лет, новая модель непрерывного обучения должна включать:

  • прогнозирование потребности в необходимых профессиях, компетенциях и знаниях;
  • перемещение акцента в образовании на теоретическую базовую подготовку и мета-компетенции;
  • обеспечение возможности для постоянного образовательного развития: программы высшего образования для работающих людей, карьерный ваучер на обучение для лиц старше 35 лет, отношения между выпускниками и университетам и на протяжение всей жизни и др.;
  • обеспечение полной цифровизации всех этапов рабочих процессов;
  • многосторонний подход к моделям компетенций и квалификаций.


Во второй день конференции проводились переговорные площадки, тематические секции, мастер-классы, круглые столы, участники которых  могли не только узнать практики работы с Будущим, но и обсудить последние тренды и проблемы  непрерывного образования.

Екатерина Лукша на своем мастер-классе «Работа с Будущим: межпоколенческий диалог» рассказала об исследованиях и кейсах в этой сфере. Участники сравнили, как в разных возрастных группах меняются профессиональные, интеллектуальные, гигиенические, партисипативные подходы в контексте Будущего. В группе работали представители разных возрастов и профессий: от руководителей частных детских центров развития до специалистов по конфликтологии.

На переговорной площадке ” Работа с Будущим через практики вопрошания” (спикер  Вадим Карастелев) обсуждалась методологическая база вопрошания. В деятельностном формате участники рассмотрели ряд важных тем:  вопрошание как технология постановки и развития мышления, вопрос как способ проявления скрытых ресурсов человек, технология вопрошания как инструмент работы современного ребёнка. В группе работали представители разных возрастов и профессий: от руководителей частных детских центров развития до специалистов по конфликтологии.

В рамках переговорной площадки «Работа с Будущим как основа для создания персональных и коллективных маршрутов» слушатели вместе с Ликой Чекаловой обсудили, как взамосвязаны образ Будущего и работа с Будущим с деятельностью тьютора. В ходе острой дискуссии участники площадки пытались найти ответ на вопрос: “Как соотнести индивидуальное и коллективное при построении образовательного маршрута и что обеспечивает его успешность”.

На мастер-классе Татьяны Якубовской и Льва Плюснина участники рассмотрели опыт Финляндии в работе с Будущим и сравнили программы развития future– и форсайт –грамотности, на примере конкретных образовательных событий рассмотрели методологию форсайта. Спикеры не только рассказали о пути финского образования и стратегии его развития, но и поделились методическими и нормативными материалами.

На круглых столах и тематических секциях участники обсуждали вопросы и кейсы, связанные с непрерывным образованием. Такиепрактико-ориентированные форматы работы  очень понравились слушателям и спикерам конференции, позволили конструктивно пообщаться с коллегами, установить новые профессиональные связи и найти новые интересные возможности для сотрудничества и развития.

По результатам работы конференции были определены ключевые вопросы развития практик непрерывного образования, ориентированных на

Будущее.  Ключевыми темами обсуждения III Международной конференции станут вопросы “Как внедрить экосистему непрерывного образования в мегаполисе?”“Каковы компетенции будущего?”“Как преодолеть разрыв между поколениями?“Как правильно работать с прошлым для Будущего?”, “Какие педагогические технологии станут пропуском в образовательное пространство Будущего?”.  Конференция 2020 года запланирована на апрель. Не пропустите!

Сборник научных статей по материалам конференции (часть 1)

Сборник научных статей по материалам конференции (часть 2)