Top.Mail.Ru

Тьюторство в открытом образовательном пространстве

26 октября — 27 октября 2021 г. состоялась XIV Международная (XXVI Всероссийская) научно-практическая конференция «Тьюторство в открытом образовательном пространстве: педагогическое образование как становящаяся антропопрактика».

Организаторами конференции, прошедшей в этом году снова онлайн, стали Московский городской педагогический университет и Межрегиональная Тьюторская Ассоциация.

В работе конференции приняли участие 1020 человек из 14 стран: Армения, Беларусь, Бельгия, Болгария, Германия, Казахстан, Китай, Корея, Латвия, Молдова, США, Украина, Финляндия, и 50 регионов России.

По традиции конференцию открывал ректор МГПУ Игорь Реморенко.

Он отметил, что антропопарктика направлена на построение нового взгляда на культуру. Так как само педагогическое образование перестало воспринимать себя лишь как практику передачи норм, то перспективу его развития (в контексте инноваций во всех сферах и практиках) можно рассматривать как практику обогащения и воспроизводства. Ректор подчеркнул, что  антропопрактическая рамка конференции есть инструмент взаимообогащения антропопрактик, вообще, и педагогического образования, в частности, что станет вдохновением для исследований и разработок.

Основные задачи конференции — рассмотреть проблему становления педагогического образования как антропопрактbки в контексте тьюторской деятельности; проанализировать тренды развития тьюторского движения в РФ, выявить наиболее интересные к тиражированию успешные практики; приступить к оформлению и реализации дорожной карты международного и межрегионального сотрудничества по проблематике тьюторства и индивидуализации до следующей, XV Международной тьюторской конференции в 2022 году.

Фокусом обсуждения и анализа стали обсуждения такого понятия как «педагогическое образование» и «антропопрактика», которые имеют множество трактовок разных направлениях исследований в сфере наук об образовании – философском, теоретическо-методологическом,  и прикладном (методическом).

Первый день конференции был посвящен пленарным докладам, котрые распределились по трем трекам.

Первый трек «Педагогическое образование в философско-методологическом контексте» был посвящен рассмотрению педагогического образования в философском контексте. Вадим Розин, Александр Адамский, Елена Казакова, Виктор Имакаев и Татьяна Ковалева раскрыли различные аспекты понимания педагогического образования в философском контексте: институциализация антропопрактик, развитие навыков само-строиительства, в том числе самообразование самого учителя, складывание культуры будущего.

Развитие философских идей нашло свое продолжение уже во втором треке, где обсуждались теоретико-методологические основания педагогического образования. Были представлены разные подходы к его пониманию сегодня: от того, что как самостоятельная единица профессионального образования оно завершило свою миссию, до того, что в современном контексте развития образования и образовательной политики, приобретает первостепенное значение, как задающего перспективу развитию образования триггеру.

В докладах Андрея Волкова, Алексея Воронцова, Марины Шалашовой, Елены Сухановой и Сергея Степанова представлены опыт теоретического осмысления роли и места педагогического образования как области научных исследований и практики социального воспроизводства накопленных знаний и технологий. Во многом, вопросы и обсуждения, порожденные в ходе дискуссии второго трека, стали отправной точкой для рассмотрения предобразования в научно-методическом контексте  (третий трек).

Роман Комаров, Олег Зверев, Игорь Реморенко, Алексей Юшков, Роман Букарев, Наталья Красовская и Анжелика Ким представили результаты своих научно-методических поисков в ситуации инновационного развития как самой практики общего и профессионального образования, так и практики педагогического образования, требующей новых подходов к организации процесса, связанного с увеличением доли форм, направленных на развитие критического мышления, методологической культуры, увеличение доли самообразования как отдельной практики образования вообще и педагогического в том числе.

 Все участники конференции отметили высокую актуальность поднятых проблем и теоретическую и практическую глубину данных докладов.

Второй день конференции начался с презентации Межрегиональной Тьюторской Ассоциации. Его провели в формате технологии вопрошания Тюмина М.В.(Пермский край) и Суханова Е.А. (Томск). Прозвучали разнообразные вопросы, на которые отвечали представители разных региональных центров, а также федеральные и региональные эксперты межрегиональной тьюторской ассоциации.

В этот день в параллельном режиме работали 21 мастерская. Все участники отметили высокую организацию в проведении мастерских и важность поднимаемых проблем и исследований.

Дальнейшее обсуждение проблематики конференции было представлено в работе секций.

Для всего современного педагогического сообщества (учителей, воспитателей, тьюторов, преподавателей высшей школы, специалистов дополнительного образования и т.д.) значимым контекстом в понимании и проектировании педагогического образования является антропологический подход, который предъявляет различия в представлениях о человеке и из этого фокуса актуализирует новые требования к педагогической работе. С другой стороны, в антропологическом подходе актуальным фокусом является представление об антропопрактиках, как практиках работы с человеком, «практикования человеческого».

Рассматривая педагогическое образование как становящуюся антропопрактику, в ходе работы 12 секций обсуждался следующий круг вопросов:

  1. Что является содержанием педагогического образования и ядром педагогических компетенций в этом подходе?
  2. Как меняется экосистема построения и развития педагогического образования в антропопрактической парадигме?
  3. Какой собственный образовательный и экзистенциональный опыт должен получить будущий педагог, чтобы адекватно помогать другому человеку в построении своего образа и его реализации?
  4. Отражается ли антропопрактический фокус рассмотрения проблемы развития педагогического образования на изменении технологий, дидактики и институтов подготовки педагогов? На карте педагогических профессий и позиций?

Во многом данные обсуждения стали частью ответов на вопросы, возникшие на этапе дискуссий первого дня конференции, во многом – породили ряд новых вопросов, дающих исследователям направления для поиска практического преломления тех стройных концепций, которые не всегда выдерживают проверку реальной практикой педагогической деятельности.

На заключительном пленуме были систематизированы и представлены перспективы и тренды развития теории и практики индивидуализации и тьюторства, были сформированы группы, готовые в режиме сетевых лабораторий, проектных групп, проблемных семинаров развернуть совместное международное и межрегиональное сотрудничество в течение периода между конференциями, направленное на осмысление возникшего в ходе конференции ориентира на осмысление и новое понимание практики самообразования, как в контексте педагогического образования так и в контексте практик индивидуализации и тьюторства.