Top.Mail.Ru

Организация взаимодействия педагогов, экспертов, студентов и обучающихся по разработке идеи проектной и исследовательской работы на конкурсе (Демидова Е.А., Решитько М.Ю.).

«Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера», — говорил Джон Дьюи, американский философ и педагог. В настоящее время приоритетом образования становится развитие у школьников современных компетенций, формирование таких знаний, умений и навыков, которые будут ему полезны на протяжении всей жизни, в первую очередь, навыки Soft skills. К таким навыкам общечеловеческой грамотности относятся коммуникация, креативность, критическое мышление, коллаборация. Обладание данными навыками проявляется в умении организовывать командную работу, вести переговоры и договариваться с коллегами, способности учиться и адаптироваться к изменениям, умении правильно делегировать задачи, публично выступать, тайм-менеджменте, креативности, эмоциональном интеллекте, вопросах лидерства.

Обучение, которое осуществляется в деятельности, через самостоятельное приращение новых знаний, компетенций, переосмысление имеющегося опыта применительно к новым задачам важно для школьников. Для школьников проектная и исследовательская деятельность является важным шагом на пути эффективной интеграции теоретических знаний и практических навыков, профориентации, формирования нестандартного мышления, умения работать в коллективе и для раннего приобщения к современным достижениям науки и техники.

Педагогам важно быть готовыми и способными производить отбор и структурирование содержания на основе инновационных подходов, активно использовать опыт организации проектов и исследований в урочной и во внеурочной деятельности. Разработка проектов на конкурсы научно-технологических проектов помогают формированию у школьников навыков проектирования.

Московский городской конкурс исследовательских и проектных работ обучающихся (далее – МГК) является региональным отборочным этапом Всероссийского конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы», проводится конкурс в целях выявления и развития у обучающихся 7 – 11 классов города Москвы творческого потенциала и интереса к проектной, научной (научно-исследовательской) деятельности. МГК выполняет роль основного инструмента отбора участников на научно-технологическую проектную образовательную программу «Большие вызовы» (ОЦ «Сириус»). Организатором МГК является Департамент образования и науки города Москвы. Координацию организационного, информационного и методологического обеспечения осуществляет Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования города Москвы «Центр педагогического мастерства».

ГАОУ ВО МГПУ является одним из ресурсных центров МГК, на который возлагаются задачи по сопровождению научной и методической поддержки проектной и исследовательской деятельности обучающихся на базе образовательных организаций, а также предоставление лабораторий, оборудования, расходных материалов (при возникновении потребностей) для выполнения проектных и исследовательских работ обучающихся, организация взаимодействия с экспертами профильных предприятий.

Ресурсным центром института непрерывного образования ГАОУ ВО МГПУ (далее – ресурсный центр) обеспечивается сопровождение некоторых направлений МГК, а именно:

  1. Большие данные, искусственный интеллект, финансовые технологии и машинное обучение;
  2. Когнитивные исследования;
  3. Нанотехнологии;
  4. Умный город и безопасность.

Внутри тематических направлений конкурса университетом определены секции, приоритетные для вуза:

В 2021 году на базе ресурсного центра реализуется инициативный проект ГАОУ ВО МГПУ «Методическое сопровождение обучающихся 7-11 классов и их научных руководителей из числа педагогов общеобразовательных организаций города Москвы, студентов и профессорско-преподавательского состава МГПУ с использованием цифрового ресурса для участия в Московском городском конкурсе исследовательских и проектных работ обучающихся». Инициативный проект направлен на подготовку проектных работ в рамках МГК командами обучающихся под руководством педагогов и с помощью студентов и преподавателей университета с использованием возможностей разработанного цифрового ресурса, что, как следствие, даст в перспективе возможность развития системы наставничества в связке «преподаватель образовательной организации высшего образования – научный руководитель проекта (педагог) – тьютор (студент) – обучающийся».

Разработка идеи проекта с использованием возможностей цифрового ресурса позволит прокачать навыки проектирования и цифровые компетенции всех участников проекта, который будет впоследствии доработан и представлен на МГК.

Проект — это всегда сложный процесс совместной работы. Правильно организованное продуктивное взаимодействие между всеми участниками проекта – шаг на пути к успешному проекту. Разработка проекта в команде, в отличии от индивидуальной работы, имеет определенные преимущества: члены команды помогают друг другу справиться с заданием, а вместе с тем научиться совместной организации продуктивной деятельности. Хотя понятия “группа” и “команда” близкие по значению, вместе с тем имеются различия. От просто группы команда отличается наличием общей цели, к которой стремятся ее члены. Еще один важный признак команды – организованность: в команде существует распределение обязанностей и ответственности, а совместная работа управляется самой командой или ее руководителем. Для создания эффективной команды надо твердо понимать, кто и какие роли в ней будет занимать [1].

Центром проекта являются обучающиеся, занятые в нём. Они исследуют проблему, выполняют практическую часть проекта, оформляют полученный результат. Важно, чтобы школьники были увлечены темой проекта и обладали необходимыми знаниями и навыками для его реализации.

Вместе с тем, при разработке проектных работ наблюдаются некоторые проблемы в организации взаимодействия в команде между школьниками, а также взаимодействия школьников и их научных руководителей: отсутствие специальной подготовки у педагогов навыкам проектирования, а также низкая степень самостоятельности школьников при подготовке проектов. Следовательно, проектная деятельность не решает своей основной задачи – формирования метапредметных умений. Действия детей сводятся к получению информации по теме проекта и подготовке выступления (презентации), причем в некоторых случаях путем механического заучивания доклада, что не относится к сути проектирования. Мы предлагаем иной вариант работы.

В рамках выполнения конкурсной проектной работы предполагается, что в команде задействовано не более пяти -семи обучающихся. Для большей эффективности им следует разделить свои обязанности в команде. Условно можно выделить, например, следующие роли: генератор идей, аналитик, архитектор или проектировщик, редактор и другие. Все члены команды должны быть ответственными за выполнение практической части работы.

Генератор идей отвечает за поиск новых идей, планов и подходов, ищет новые знания и сведения. Аналитик же обрабатывает и изучает новую информацию, помогает выделить самое нужное и важное, а также решает, что лишнее следует убрать. Архитектор придает законченную форму действиям команды, направляет внимание и пытается придать определенные рамки групповым обсуждениям и результатам совместной деятельности, фиксирует результаты исследований, оформляет презентацию. Разумеется, эти роли не должны твердо закрепляться на всё время создания проекта. Полезно периодически проводить в команде ротацию, перераспределять обязанности и брать на себя часть работы вашего коллеги по команде, если ему одному не по силам справиться с текущей задачей.

Для того, чтобы помогать обучающимся, с ними всегда работает педагог. Его роль в проектной команде – научный руководитель.

Несомненно, педагогам школ необходимо освоение спектра современных образовательных технологий (case-study, критическое мышление и т.д., в том числе ключевые виды организации образовательного процесса (входной анализ, проверка работ, консультирование проектных групп и др.)), обучение навыкам командной работе над проектом, навыкам сотрудничества и партнерства, изучение особенности организации исследовательской и проектной деятельности с одаренными детьми, овладение такими современными компетенциями и навыками, которые позволят эффективно участвовать в конкурсе научно-технологических проектов.

Зачастую именно педагог является вдохновителем проекта, человеком, который мотивирует своих учеников. Кроме этого, он является координатором и куратором команды, помогая обучающимся согласовывать свои действия, подсказывая им направления возможной деятельности для развития проекта, а также указывая на ошибки и недочеты. Педагог может решить, когда следует провести ротацию ролей, когда приостановить работу в одном направлении и сосредоточиться на другом, а когда сделать перерыв в целях сохранения эффективности команды.  Прежде чем начнется работа над проектом, научный руководитель совместно с обучающимися должен ответить на ряд следующих вопросов:

  • Для чего создается данный проект? Чем вызвана необходимость его создания? Существует ли на самом деле потребность в этом проекте? Как в дальнейшем будет использоваться данный проект?
  • Каким должен быть проект для того, чтобы соответствовать поставленным задачам?
  • В какой мере смогут они воплотить свой замысел, реализовать задуманное? Какие из необходимых для реализации проекта знаний, умений и навыков обучающиеся имеют сейчас, а какие будут иметь к моменту выполнения определенного требуемого вида работы?
  • Как лучше распределить обязанности среди членов команды?[2]

Изучив информацию, полученную в ходе ответов обучающихся на эти вопросы, научный руководитель помогает школьникам составить план работы и определить обязанности каждого участника команды. Именно педагог помогает составить список литературы и ресурсов, необходимых для осуществления проекта. Он также координирует разработанный проект с правилами конкурса и сроками его проведения.

Расширению возможностей команды может способствовать привлечение научных экспертов, занятых в отрасли, связанной с проектной работой. Партнерские отношения между педагогами школ и профессорско-преподавательским составом университета открывают новые возможности для эффективной работы.

Эксперты выполняют роль наставников по отношению к научным руководителям. Они предлагают методы и приемы, которые могут быть использованы в работе с обучающимися, указывают на возможные ошибки и недочеты в работе научного руководителя, а также подсказывают, как их решать.

Процессу может помочь привлечение студентов, готовых выступить в качестве тьюторов. Студенты организуют работу в команде, мотивируют к деятельности, оказывают необходимую поддержку школьникам. Тьюторы работают непосредственно с детьми, проводят с ними занятия по тимбилдингу, развивая у них навыки эффективной коммуникации и взаимодействия в команде. Студенту рекомендуется включиться в процесс как можно раньше, чтобы он смог установить с обучающимися контакт, а они, в свою очередь, привыкли к нему.

При организации работы команды по разработке идеи проекта необходимо соблюдать определенную последовательность отношений между членами команды.

Стоит отметить, что при разработке идеи проекта научный руководитель принимает участие в процессе обсуждения, но ему следует избегать прямых ответов на вопросы обучающихся – основную работу они должны выполнять сами. Педагог может наводить их на определенные мысли различными вопросами и замечаниями по теме, а может даже предложить задание или упражнение, которое способно побудить обучающихся к нужным выводам. И тем не менее, прийти к ним они должны самостоятельно, иначе проектная работа потеряет смысл.

Именно на этом этапе педагог может обратиться за помощью к научному эксперту. Преподаватель университета может подсказать, какие действия следует предпринять педагогу для побуждения обучающихся к успешной разработке идеи, посоветовать методические материалы или собственные наработки по проектной деятельности. Если на определенном этапе разработки потребуется научная информация или данные, недоступные педагогу, эксперт может лично включиться в обсуждение темы с обучающимися в рамках живого общения или по дистанционной связи.

Тьютор может присутствовать и участвовать в обсуждениях команды, но не в разработке непосредственно. Его задача – работать с командой, а не с самим проектом. В рамках совместной работы он может объявить перерыв на сеанс тимбилдинга, но обязательно скоординировать это с педагогом.

Студент должен понимать и чувствовать настрой команды, чтобы знать, когда требуется его участие. Вовремя включившись в процесс, он может предотвратить перерастание рабочей дискуссии в обычный спор, тем самым спасти команду от раскола [3].

На этапе, когда разработан первый вариант идеи, её рассматривает научный руководитель. Если у него возникают трудности или сомнения, он может обратиться за помощью к научному эксперту. Важно в этот момент не упустить из виду требования к конкурсной проектной работе.

После того, как идея проекта будет рассмотрена и скорректирована несколько раз, её окончательный вариант рассматривает вся команда, включая научного эксперта и научного руководителя. Вносятся последние коррективы, научный эксперт дает советы по реализации проекта, а обучающиеся предлагают перспективные идеи по дальнейшей разработке.

Ответственный подход каждого члена команды к своей части работы позволит добиться успеха в разработке идеи проекта, создаст прочную основу для будущей конкурсной работы, а связи, налаженные между членами команды в ходе разработки, сделают процесс работы эффективнее. Данная работа позволит создать конкурентноспособный и перспективный проект, работу над которым можно будет продолжать.

 

Литература.

  1. Лазарев В.С. Проектная деятельность в школе: Учебное пособие для учащихся 7 – 11 классов [Электронный ресурс] / В.С. Лазарев. – Сургут, 2014. – 73 с.
  2. Манаков, Н. А. Ваш первый научный проект: методические рекомендации [Электронный ресурс] / Н. А. Манаков, О. Ю. Наумова. – Оренбург: ОЦДНТТ, 2006. – 9 с.
  3. Безмельницына Н. Прием “Ледокол”, или как “растопить лед” между учениками [Электронный ресурс] / Наталья Безмельницына. – Pedsovet.su. Сообщество взаимопомощи учителей, 2017.