В Московском городском педагогическом университете с 2015 года разработана и стала одной из реальных практик работы с педагогами – корпоративная модель повышения квалификации.
Эта модель, которая стала популярной в корпоративной практике повышения квалификации учителей за рубежом на рубеже XX-ХХI веков, основана не на работе с образовательными запросами конкретного учителя-предметника, а на решение проблем всей школы, всего педагогического коллектива.
Какие проблемы может решать такой подход к повышению квалификации?
- внедрение новых технологий и методик в образовательный процесс, например в области электронного обучения, применения электронных образовательных ресурсов, интерактивного обучения и пр.;
- повышение образовательных результатов обучающихся в предметной или метапредметной области;
- подготовка обучающихся к участию в международных сравнительных исследованиях (включая целенаправленное развитие разных видов грамотностей, глобальных компетенций, критического и креативного мышления);
- реализация новых подходов и новых моделей обучения в практику работы школы;
- целенаправленное развитие той или иной предметной области на базовом или углубленном уровне (например, в области естественнонаучной подготовке, технологической подготовке, математической подготовке).
Основной формой организации работы в корпоративной модели является обучение школьных команд. Именно школьные педагогические команды, построенные по принципу параллели классов или работы в профильной (углубленной) подготовке обучающихся, могут эффективно решать поставленные задачи на основе диагностики дефицитов обучающихся. Реализации образовательного проекта по внедрения в практику работы – новых, эффективных методов и технологий на научно-экспериментальной основе – позволяют комплексно изменить модели работы со школьниками, родителями, самого педагогического коллектива.
Школьные команды проектируют новую продуктивную образовательную среду, включая процесс обучения, для обучающихся, условия для развития и сотрудничества педагогов, руководителей образовательной организации, нацеленных на достижение требуемых результатов. Совместное проектирование действий по качественному изменению образовательного процесса обостряет критическое мышление и профессиональную рефлексию и учителя, и руководителя.
Корпоративная модель обучения школьных команд строится на основе следующих принципов:
– системного построения модели, обеспечивающий преемственность и непрерывность в общем образовании;
– реализации компетентностного подхода к образованию и режиму деятельности;
– приоритета запроса и потребностей образовательной организации;
– элективности содержания, форм, видов и методов деятельности;
– многовариативности содержания образования, способов и форм вхождения в него;
– коллективного проектирования и осуществления замысла образовательного взаимодействия и межпредметной интеграции, обеспечивающей метапредметность деятельности;
– системности и технологичности образовательной деятельности;
– стимулировании и поддержки мотивации за счет интеракции;
– целостности и преемственности в содержании и логике различных организационных форм работы со взрослыми;
– создания условий для поиска значимой модели среды школы и соответствующих ей видов и форм образовательной деятельности;
– приоритетности группового, корпоративного взаимодействия модераторов и слушателей;
– стирания грани между содержательными и процессуальными аспектами образования (диалог, проблемный поиск, мастер-класс, игра) – источники личностного опыта;
– обеспечения условий для профессионального развития школьной команды по заданной траектории;
– групповой рефлексии как способа развития командного мышления;
– продуктивно-творческой образовательной среды для обучаемых.
Разработанная в рамках модели методика подготовки школьных команд позволит повысить качество образовательных результатов. Подробнее изучить особенности и условия организации новой модели повышения квалификации педагогов можно в пособии “Подготовка учителя к реализации ФГОС общего образования: новые модели повышения квалификации педагогов (обучение школьных команд): учебно-методическое пособие” , где описываются этапы и содержание процесса формирования школьных команд педагогов, методы и формы работы с педагогами, способствующие решению актуальных задач, стоящих перед школьным коллективом. Также в пособии представлен успешный опыт апробации модели и реализации программы повышения квалификации «Технологии совместного проектирования образовательного процесса по достижению метапредметных результатов обучающихся» для команд образовательных организаций, в том числе школ, показывающих низкие образовательные результаты и школ, находящихся в неблагоприятных социальных условиях.