Развитие цифровых компетенций педагогов (из опыта работы МГПУ и ФИОП РОСНАНО)  

Современная действительность предъявляет новые требования к педагогам и тем образовательным технологиям, которые ими используются. В настоящее время актуальна реализация таких инновационных программ профессионального развития педагогов, которые помогают им осваивать современные образовательные технологии, новый инструментарий организации проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся, что впоследствии позволит изменить практики работы с детьми и молодежью и будет способствовать созданию в школах и системе дополнительного образования условий для развития интереса обучающихся к научным исследованиям, проектированию, в том числе в области высоких технологий.
Мир меняется, мы меняемся вслед за ним. Развивается цифровая  образовательная среда, обсуждаются новые подходы к образованию. Сейчас для педагогов открываются новые горизонты использования различных технологий в процессе работы.
Несомненно, цифровые компетенции важны. Это те самые навыки 21-го века, которые становятся важными в наше время, поскольку в этом есть возможность для развития инноваций, роста и участия в цифровом обществе и экономике (наряду с творчеством, предпринимательством, обучением для обучения).
Цифровая грамотность не является свойством, стихийно приобретаемым человеком. Это система знаний, навыков и установок, необходимых для жизни в цифровом обществе, их формирование и развитие должно быть осознанным и управляемым, и только при этом условии возможно достижение главной цели цифровизации — повышения качества жизни людей.
С начала 2020 года институтом непрерывного образования ГАОУ ВО МГПУ началась апробация инновационных образовательных программ повышения квалификации методистов, учителей предметных областей «физика», «химия», «биология», «технология» и педагогов дополнительного образования естественнонаучной и технической направленностей с целью организации проектной и исследовательской деятельности детей в области естественных наук и основ нанотехнологий. Это совместный проект ГАОУ ВО МГПУ и Фонда инфраструктурных и образовательных программ группы РОСНАНО. Программы профессионального развития педагогов построены по модульному принципу проектирования содержания и структуры, концентрическому способу достижения образовательных результатов и организации образовательного процесса. Выбор модулей происходит в зависимости от образовательных интересов и профессиональных позиций слушателей.
Реализуются программы по принципу «матрешки» (рисунок 1), где слушатели проходят обучение от одной программы к другой и получают приращение необходимых компетенций в области проектирования и создания образовательной среды для развития интереса детей к естественным наукам, исследовательской деятельности, тем самым существенно улучшая практику преподавания естественных наук и технологий. Этому способствует и формат проведения обучения через серию «прокачивающих лагерей» (4 кемпов): BootCamp – FirstCamp – MidstCamp –  BattleField.

Рисунок 1. Обучение педагогов по программам высшего образования в целях организации проектной и исследовательской деятельности детей в области естественных наук и основ нанотехнологий.

 

Обучение слушателей на первом кемпе (BootCamp) по программе повышения квалификации «Организация проектной и исследовательской деятельности в системе основного общего и дополнительного образования» проводилось в смешанном формате: реализация учебных модулей в дистанционном режиме на moodle (https://sdo.mgpu.ru) и очно на площадке Центра проектного творчества «Старт-ПРО».
Время проведения второго кемпа (FirstCamp) выпало на период перевода из-за пандемии образовательного процесса в онлайн-формат. Обучение проводилось по программе повышения квалификации «Методическая деятельность в области дополнительного образования естественнонаучной и технической направленностей» (рисунок 2).

Рисунок 2. Результаты работы на втором кемпе.

 

Проведение программы повышения квалификации в онлайн-формате — довольно серьезный профессиональный вызов. Обучение на втором кемпе проводилось в формате онлайн-погружения с использованием различных цифровых инструментов.
Выбор платформы, на которой планируется проводить онлайн – обучение очень важен. В настоящее время имеется большое многообразие каналов коммуникации, мессенджеров и цифрового контента. В соответствии с имеющимися техническими возможностями было организовано проведение учебных занятий в приложении Microsoft Teams. В первую очередь, данный инструмент удобен для слушателей, поскольку имеется возможность работы как на стационарных устройствах, так и в приложении на телефоне. Во-вторых, приложение доступно и бесплатно для использования для обучающихся в ГАОУ ВО МГПУ. В-третьих, интерфейс приложения простой и понятный для педагогов разного возраста и с различным уровнем цифровой грамотности.

Сервис позиционируется в качестве рабочего инструмента для корпоративного взаимодействия. Наши слушатели, являясь пользователями этого сервиса, могли объединяться в «команды», внутри которых создавали открытые каналы для групп, имели возможность общаться через личные сообщения, совершать звонки, обмениваться документами и создавать виртуальные конференции. Поскольку Microsoft Teams входит в состав Microsoft Office 365, то слушатели имели возможность совместно работать в приложениях с поддержкой Microsoft и, что немаловажно, использовать стандартные приложения пакета Office: Word, Excel, PowerPoint. Удобный и практичный сервис подходил для решения задач нашей программы повышения квалификации.

Трудность проведения обучения в формате онлайн заключалось в том, что параллельно на кемпе выстраивалось несколько линий обучения (треков):

1 трек – обучение слушателей из числа педагогов (методистов, учителей предметных областей «физика», «химия», «биология», «технология» и педагогов дополнительного образования естественнонаучной и технической направленностей);
2 трек – обучение школьников, участвующих в работе кемпа;
3 трек — совместный образовательный процесс школьников и педагогов.

Фактически организаторами программы повышения квалификации проводилась индивидуальная и групповая работа отдельно с разными категориями слушателей.

Для слушателей кемпа из числа педагогов (трек 1) организаторами курсов были проведены трехдневные обучающие вебинары по работе в приложении Microsoft Teams (преподаватели и сотрудники ГАОУ ВО МГПУ прошли корпоративное обучение заранее).

В программе кемпа предполагалось совместное обучение педагогов и школьников – в этом принципиально новый подход к организации и реализации данной программы. Для участников программы это было совершенствование компетенций в области коммуникации с людьми разного возраста.

Трек 2 выстраивался для обучения школьников и подготовкой их к совместной работе с педагогами по проектированию дополнительной общеобразовательной программы естественнонаучной и технической направленностей. Обучающиеся из школ Воронежской, Московской областей и города Москвы работали совместно с педагогами на протяжении всего времени проведения кемпа. Для детей совместная работа с педагогами — это предпрофессиональные пробы и возможность участия в проведении учебных исследований. Уровень цифровых навыков у школьников был различный: на кемпе работали и школьники из числа победителей и призеров регионального этапа Всероссийского научно-технологического конкурса «Большие вызовы» по направлениям «Умный город и безопасность», «Когнитивные исследования», и обычные школьники.

Перед школьниками не стояла задача анализировать или оценивать работу педагогов, главная задача — помочь педагогам разработать проекты инновационных дополнительных общеразвивающих программ в области естественных наук и основ нанотехнологий, подсказывая, какие им были бы интересны формы проведения занятий, наборы заданий, какие темы и направления актуальны для них. Совместна работа (трек 3) была направлена на помощь педагогам в осознании того, что образовательный процесс вышел за пределы класса, а использование современных цифровых технологий позволит организовать его без привычных ограничений.

Отдельного обучения работе в приложении Microsoft Teams школьникам не потребовалось, ребята освоили его самостоятельно. Обучающий вебинар был проведен для детей по работе в программе Mentimeter. Использование данного цифрового приложения помогало реализации фасилитационных процессов в работе с командами, в том числе давала возможность организовать онлайн-голосование детей.

Открытием для всех участников стали школьники одной из команд, у которых цифровые навыки оказались высокими и позволили создать проект цифрового контента. Их проект – это создание компьютерного квеста от первого лица в 3D графике с большой библиотекой данных и широким выбором взаимодействия с предметами. Школьники были уверены, что прохождение квеста по дисциплине в игровой форме с соревновательным элементом поможет лучше понять материал и сделает гораздо увлекательнее процесс обучение школьников.

Работа слушателей проходила ежедневно в «виртуальных командах» (деление на команды было проведено организаторами по принципу их территориальной принадлежности – Москва, Московская, Воронежская, Костромская, Брянская и Ульяновская области, Красноярский край). Вместе с тем, слушатели при проведении командных встреч не были ограничены в использовании привычных для них иных программных приложений: Skype, Zoom или WhatsApp.

В течение всего периода обучения с апреля по июнь 2020 года слушатели программы участвовали в прямых эфирах в режиме реального времени, когда имеется возможность не только слышать информацию, получать материалы, но и проявлять собственную активность, задавать вопросы в формате онлайн, уточнять некоторые детали, участвовать в обсуждении. Обучение было настроено на образовательную траекторию каждого обучающегося.

Сложности в организации и проведении программы в онлайн-формате могут касаться как рассинхронизации учебной группы из-за разницы в часовых поясах или общего дефицита времени в связи с повышенной рабочей нагрузкой, так и более глубинных процессов: расфокусированности, потери мотивации, растущего стресса. Исходя из этого, мы пытались сгладить подобные негативные проявления, предусмотрев консультационные встречи перед началом обучения, увеличив длительность обучения с учетом возможной адаптации, сделав акцент на более короткие форматы подачи учебного контента и переключение активности.

Стало очевидным, что для обучения на образовательных программах в онлайн-формате очень важна способность к самоорганизация, мотивации, которая зависит от целого ряда факторов, к примеру, от того, насколько человек увлечен предметом и понимает значимость своего обучения. Это было заметно и по тому, насколько слушатели были готовы осваивать новые цифровые инструменты.

Сотрудники ресурсного центра института непрерывного образования ГАОУ ВО МГПУ провели для педагогов обучающий вебинар «Эффективный способ презентовать образовательную программу», посвященный созданию лендинга с использованием конструктора сайтов Tilda.cc (ссылка на материалы мероприятия: https://ino.mgpu.ru/articles/vebinar-odin-iz-sposobov-privlech-auditoriyu-na-svoyu-obrazovatelnuyu-programmu/). Они предложили слушателям представить результаты командной работы (образовательную программу или концепцию программы обучения взрослых) с использованием этого инструмента. Слушателями некоторых команд были созданы лендинги с представлением своих результатов (http://project2545400.tilda.ws/; http://project2550402.tilda.ws/page11755277.html), что говорит о заинтересованности педагогов в расширении своих возможностей по использованию цифровых  инструментов в своей педагогической практике (рисунок 3).

 

Рисунок 3. Лендинговая страница школьного кружка «БиоSteel», автор Коробова О.А., учитель технологии МАОУ Домодедовская СОШ № 2.

 

Несмотря на условия работы и жесткие сроки выполнения заданий, все педагоги и школьники справились с задачами кемпа.

В условиях онлайн-обучения слушатели неформально овладевали навыками использования цифровых инструментов для совместного конструирования. А поскольку запоминается то, что делается своими руками, есть большая вероятность того, что те технологии, что применялись педагогами во время обучения, будут использоваться ими и в повседневной профессиональной деятельности для создания настоящей цифровой образовательной среды.

Сегодня быть просто педагогом уже неактуально, важно быть цифровым педагогом. Организаторам программы хочется верить, что слушатели программы повышения квалификации «Методическая деятельность в области дополнительного образования естественнонаучной и технической направленностей» получили опыт не только проектирования новой образовательной среды, но и те самые цифровые компетенции, которые помогут им решать повседневные проблемы при помощи современных цифровых технологий.

По завершению обучения на программе «Методическая деятельность в области дополнительного образования естественнонаучной и технической направленностей» было проведено анкетирование слушателей, призванное изучить уровень цифровых компетенций педагогов – слушателей программы (рисунок 4).

65% респондентов ответили, что обладают производными цифровыми навыками (связаны с умением осознанно применять цифровые технологии, навыки для работы в онлайн-приложениях и цифровых сервисах (социальных сетях, мессенджерах, информационных порталах), способны создавать цифровой контент.

Большинство слушателей (74%) считают, что обладают информационно-коммуникационными навыками, 65% умеют использовать программное обеспечение для офисов, 26% слушателей умеют разрабатывать цифровой контент. К сотрудничеству с использованием цифровых технологий готовы 58% педагогов, управлять данными, информацией и цифровым контентом, оценивать и анализировать данные, информацию и цифровой контент умеют 32% респондентов, а 55% слушателей считают, что владеют умениями использовать цифровую связь для совместной работы по проекту.

Рисунок 4. Результаты анкетирования слушателей по изучению уровня цифровых компетенций педагогов.

 

Кризис, возникший в связи с пандемией, изменил наше представление о предоставлении образования в будущем, осталась уверенность, что очная форма обучения не может быть полностью заменена дистанционным, не потеряв при этом качественную составляющую. Вместе с тем, использование дистанционных образовательных технологий и цифровых инструментов позволило выйти за границы привычных форматов в системе образования и «перезагрузить» ее с учетом актуальных современных тенденций. Обучение в онлайн-формате показало, насколько важно общение слушателей и преподавателей, их живое очное взаимодействие (рисунок 5).

Рисунок 5. Результаты анкетирования слушателей по изучению уровня цифровых компетенций педагогов.

 

Всем участникам образовательного процесса становится понятно, что прежнего формата обучения недостаточно: образование движется в сторону смешанного обучения, объединяющего традиционные технологии и электронные форматы.

 

Литература:

  1. Всероссийский конкурс научно-технологических работ «Большие вызовы»: [сайт] URL: https://konkurs.sochisirius.ru/;
  2. Официальный сайт Фонда инфраструктурных и образовательных программ РОСНАНО: [сайт] URL: https://www.rusnano.com/infrastructure.
  3. Лендинговая страница школьного кружка «БиоSteel», автор Коробова О.А., учитель технологии МАОУ Домодедовская СОШ № 2: URL: http://project2550402.tilda.ws/page11755277.html;
  4. Лендинговая страница дополнительной общеразвивающей программы «Здоровый дом»: URL: http://project2545400.tilda.ws/;
  5. Лендинговая страница программы повышения квалификации ГАОУ ВО МГПУ и ФИОП РОСНАНО «Методическая деятельность в области дополнительного образования естественнонаучной и технической направленности»: URL: http://courses-p2.tilda.ws/courses-p2.